Назад

Турция

Сердце Турции - это Стамбул.. Здесь - обилие минаретов и сохранившихся памятников византийского искусства, таких как церковь Айя-София (построена как храм Св. Софии в VI в., а в XV в. перестроена под мечеть, сейчас в здании - музей), дворцовый комплекс Топкапы (Сераль) - музей с коллекцией султанских драгоценностей, дворец Долмабахче (XIX в.), семибашенный замок Едикуле, дворец Гексу, летний султанский дворец Бейлербей XIX в.). По обеим берегам Босфора расположены крепости - Румели-хисар (Ремельская крепость) и Анатолу-хисар (Анатолийская крепость). Акведук Валентина (IV в.) и константинопольская цистерна Базилики (подземное водохранилище) - поистине уникальны. В городе около 500 мечетей, из которых наиболее известны - мечеть Сулеймана (XVI в.), Баязеда II, Шах-заде, Селима (XVI в.), султана Ахмеда (Голубая мечеть, XVII в.). Золотые ворота, Мраморная башня (Мармекуле), церковь Хора с византийской мозаикой (XIV в., ныне мечеть Победы), Гелатская башня и морской музей также великолепны.

Стамбул - город на двух континентах

Одной из главнейших причин в превращении Стамбула в мировую метрополию, явилось географическое положение города. Стамбул, находящийся на пересечении 48 градусов северной широты и 28 градусов восточной долготы, единственный город в мире, который расположился на двух континентах.

Главным образом, город состоит из трех частей: на Европейской стороне - исторический полуостров, расположенный на юге Халича, а на севере Халича - Галата, на азиатской стороне - Новый Город. На Европейском континенте расположены многочисленные торговые и служебные центры, на Азиатском - большей частью жилые районы. Стамбул, разделяющий Азию с Европой и объединяющий Черное море с Мраморным, расположен на двух берегах Босфора. Кроме того, небольшой залив длиною в 7 км., и получивший название Халич, разделяет Европейский континент города на две части. Город, вследствие географического положения между Азией и Европой, на протяжении многих столетий имел особое геополитическое положение.

Вид на город

Мечеть Султана

Истоки политических и торговых отношений Стамбула со странами Балканского полуострова и Среднего Востока, а также тюркоязычных государств России уходят в далекое прошлое, сохраняя и по сей день свою значимость. В целом, Стамбул, длиною в 150 км, и шириною в 50 км, имеет приблизительную площадь 7 500 км. При непрерывной миграции из сел (до 500 000 в год) интенсивно увеличивается численность населения. Ежегодно, в городе появляется 1 000 новых улиц, а в западно-восточной оси застраиваются новые жилые районы. В городе, в котором численность населения непрестанно увеличивается на 5% в год, через каждые 12 лет умножается в двухкратном размере. Каждый 5 житель Турции проживает в Стамбуле. Число туристов, посещающих этот дивный город достигает 1,5 млн.

Музеи и исторические достопримечательности древнего Стамбула по значимости наполовину равноценны всем историческим ценностям и реликвиям, имеющимся во всей Турции. Стамбул - город в котором пересекаются Восток с Западом, Азия с Европой, ислам с христианствомГород, в котором самым тесным образом сплелись и соседствуют различные культуры и религии. С точки зрения исторических и культурных ценностей, Стамбул может быть равнозначен Риму.

Стамбул, будучи столицей одновременно нескольких государств Восточного Рима, Византии, а также Османской империи, с приходом к власти каждого нового государства в столице начиналось строительство грандиозных архитектурных памятников, авторами которых были выдающиеся зодчие. Самые важные исторические и туристические богатства Стамбула находятся в центре Исторического Полуострова, в таких районах города как Сарайбурну и Султанахмед. В периоды Римского, Византийского и Османского императорств эти районы были душой города, местом возведения пышных императорских дворцов.

Самые крупнейшие здания церквей, помпезные мечети, а также большие музеи также расположены в этих районах города. Два холма (из семи), также возведены в центре этого региона города. На одном из холмов построен Дворец Топкапы, на другом мечеть Султанахмед. На ровные площади, между холмами, размещены иные исторические памятники. Здесь же находятся Ипподром, где размещался центр города в Византийский и Османский периоды. Для посещения лучших музеев Стамбула, расположившихся неподалеку друг от друга, а среди них такие памятники культуры как: Музей Айя-София, Дворец Топкапы, Мечеть Султанахмед, Музей Археологии, Музей Турецкой и Исламской культуры, Мозаичный Музей, потребуется несколько дней.

Голубая мечеть

Официально Голубая мечеть называется мечетью Султана Ахмеда. А своим общеизвестным названием она обязана плиткам, по преимуществу голубым, которые в количестве более 200 000 украшают ее внутри. Строительство началось в 1609 году по распоряжению султана, которому в ту пору было 19 лет. По преданию, он хотел из-за некоторых грехов юности умилостивить Аллаха. К тому же он подписал с одним из правителей династии Габсбургов договор, где признавал того равным себе. Это, по всей вероятности, и было решающим моментом: султан счел себя обязанным публично проявить свою веру и особую приверженность исламу. Архитектором мечети был Мехметага. Он завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Здание обладает всеми характерными для архитектуры мечетей признаками. Необычно в Голубой мечети только то, что у нее шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах внутреннего двора. В одной истории говорится, что султан тем самым рассердил старейшин города паломничества, Мекки (религиозный центр ислама). Однако правдивость этой истории очень сомнительна.

Внутренний интерьер
Миновав трое ворот во внутреннем дворе мечети, можно подойти к внешней колоннаде из гранита, на крыше которой 30 маленьких куполов. В центре внутреннего дворика расположен шестиугольный фонтан. Такие фонтаны часто встречаются в мечетях и имеют вполне практическое назначение: здесь верующие умываются перед входом в мечеть. В восточной части дворика находится медресе (мусульманская школа).
В центре двора, снаружи, имеется пространство на возвышении, равное по размерам главному (72м на 64 м). Площадка перед парадным двором имеет три входа. В северной части переднего двора, снизу, выстроен ряд источников, служащих для омовения перед совершением молитвенного ритуала. Кроме того, в центре двора находится из 6 колонн и шестиугольный Шадырван - фонтан во дворе мечети. По краям двора расположено в общей сложности 26 колонн из гранита, перекрытые 30 небольшими куполами.
Другая важнейшая особенность этой мечети заключается в том, что, в отличие от традиционных мечетей в Стамбуле и по всей Турции, является единственной мечетью с 6 минаретами. По углам мечети и двора на минарете встроены балкончики-шерефе. Четыре минарета имеют по три, два по два балкончика, с которых муэдзин призывает к молитве. В общей сложности, имеется 16 шерефе. В планировку мечети вошла идея Синана, ранее с успехом использованная в сооружении мечети Шах-заде. Основой в планировке продолжает служить куб (51 мX 53 м). Творчество зодчего Мехмед-аги, с точки зрения Османской архитектурной культуры, в строительство мечетей изменений не внесло, однако с точки зрения внутреннего украшательства и декорирования оставило в тени многие постройки.
Впрочем, само название мечети "Голубая мечеть", распространённое в мире, берёт свое начало от голубого и зеленого цветов турецкого фаянса, который был использован в декорировании и убранстве стен мечети и ее куполов. Наряду с большими размерами мечети, с наружной части, наблюдается изящество в обработке деталей. Основной купол комплекса, который поддерживают купола полукруглой формы, а также все архитектурные детали сферической и угловой формы, выстроенные в ряд, дополняют друг друга и никоим образом не нарушают цельность и гармоничность сооружения. Все архитектурные излишества, углы и края, приобрели некоторую округлость и пластичность форм.
Расположение куполов в мечети очень интересно. Большой центральный купол окружен четырьмя полукуполами, а под ними находятся еще четыре купола. Эта структура полностью раскрывается только во внутренней части. Четыре больших, стоящих на слоновых ногах колонны держат всю купольную конструкцию. Почти ослепляющий эффект многих тысяч плиток мог бы стать навязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объемным, а свет не струился бы из 260 окон.
Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного стекла, таинственным образом подчёркивая красоту и изящества убранства, выдвигают ее на первый план. В общей сложности, в мечети имеется 260 окон. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала омовения перед молитвой.
Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора. На михраб возведен чёрный камень, привезённый сюда из мекканской мечети в Каабе. Рядом с михрабом находится минбер, с которого произносится проповедь для мусульманских прихожан. Махфиль для муэдзина является редкой копией махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана. Пол покрыт толстым, в основном выдержанным в красных тонах ковром; однако доминирующее впечатление создается голубизной плиток. Здесь встречаются во множестве оттенки голубого и синего, и только при ближайшем рассмотрении можно различить и многочисленные другие цвета. Элегантная керамика была изготовлена на фабриках Изника. В XVI веке они пользовались исключительным успехом и экспортировали свою продукцию по всему миру. Султан Ахмед настаивал на том, чтобы в мечеть поступали только самые красивые плитки. Поэтому он запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий. Требование производить плитку в таком количестве было чрезвычайным, и дела на фабриках Изника уже больше не поправились. Султана, на которого они работали, тоже ожидал печальный конец. Ахмед умер в возрасте 27 лет от тифа, вскоре после того, как была построена его новая мечеть.

Мечеть султана Сулеймана

АЛЕКСАНДР ПОЛЕЩУК
5 мухаррама 1417 года, в пятницу, мы вступили под своды мечети Султана Сулеймана. Мечеть была пуста. Но уже через несколько часов на устланный коврами пол уселись рядами тысячи правоверных мусульман. Они отдавали земные поклоны, обратившись в сторону Мекки, и слушали пятничную проповедь ученого имам-хатиба. Так же, как четыреста пятьдесят лет назад, при жизни султана, чье имя носит эта мечеть, и султанши, чья жизнь представляет собой цепь событий удивительных и почти невероятных...

Город минаретов и куполов Редкий иностранец, приехав в Стамбул, не воспользуется возможностью переплыть на пассажирском пароме Босфор, чтобы побывать в Азии. Для приезжего человека такое событие имеет, как сейчас модно говорить, знаковый характер. Но для местного жителя смотаться на пару часов в Ускюдар, азиатский район Стамбула, - все равно, что москвичу проехаться из Останкино в Черемушки.

Внутренний интерьер

Когда паром пересек Босфор и стал втягиваться в бухту Золотой Рог, передо мной развернулась грандиозная панорама. Известно, что каждый морской город запоминается чем-то особенным: ажурным мостом, утесами небоскребов, старинным фортом, террасами улиц. Стамбул - это изящные минареты в кружевных оборках-балкончиках и серые купола мечетей, плывущие в небе над застроенными вдоль и поперек холмами, остатками крепостных стен, дворцами и базарами, над столпотворением великого азиатского города, оказавшегося на европейском берегу. Дитя трех цивилизаций - греко-римской, православной и мусульманской - он дважды становился столицей могущественных империй - Византийской и Османской. Византий - Константинополь - Стамбул, он был для русских еще и Царьградом - Городом царей и Царь-городом...
На одном из холмов я увидел мечеть Султана Сулеймана. Узнать "Сулеймание-джами", как называют ее турки, было нетрудно по характерному, как бы двухъярусному куполу, на котором блистает золотой полумесяц, и по четырем минаретам. Не знаю, почему, но именно эта мечеть была намечена мной в качестве одного из тех мест, где надлежало обязательно побывать за короткое время посещения Стамбула. Быть может, в пику растиражированной в десятках буклетов и открыток Голубой мечети Султана Ахмета.
О Сулеймание-джами знал я тогда не более того, о чем сообщал тот же путеводитель. Что сооружена она по велению султана Сулеймана I, прозванного Великолепным. Что строил ее в 1550 - 1557 годах архитектор Мимар Синан. Что размер мечети 69 на 63 метра, центральный купол возвышается на 53 метра, а диаметр его 27,25 метра. Ну и прочие подробности, мало что говорящие, пока сам не увидишь описываемый объект. Во-первых, она - крупнейшая в Стамбуле, может вместить до 10 тысяч человек одновременно. Во-вторых, обладает великолепной акустикой. В стены и купол, по указанию архитектора Синана, были заложены полые резонирующие кувшины, так что проповедник может говорить без особого напряжения, и его голос будет слышен в самых дальних углах здания. В-третьих, Синан применил целый ряд остроумных инженерных решений. Ну вот, например, задача: как удалять неизбежную копоть четырех тысяч горящих свечей? Синан устроил в верхней части северной стены "коптильню" с отверстиями, куда копоть втягивалась сквозняком и осаждалась там.

Мечеть вовсе не является "храмом мусульман", наподобие наших церквей. На самом деле это только общественное здание для коллективных молений. По-арабски мечеть называется "масджид", что дословно переводится как "место, где отдаются земные поклоны". Поэтому мечети не освящают и они не окружены привычным для христиан ореолом святости. Ведь единственным святилищем ислама считается Кааба, кубическое сооружение с "черным камнем" в стене, находящееся в центре главной мечети Мекки...
Сулеймание-джами - одна из соборных, то есть крупных мечетей Стамбула, где произносятся проповеди. Когда же в мечети не совершается богослужение, сюда может войти любой, независимо от пола и вероисповедания. Надо только обязательно снять обувь. Если ноги голые, их надо укрыть, обернув себя поданным служителем куском ткани с тесемками. Только после этого ступаешь на устилающие пол мягкие ковры.
Среди камней высилась восьмиугольная гробница султана Сулеймана Великолепного - тюрбе. Рядом - тюрбе в том же стиле, но меньшего размера, с табличкой: "Гробница султанши Хюррем". Обе гробницы были закрыты.
Обращают на себя внимание четыре монолитные колонны, подпирающие купол. Одна была привезена из Баальбека, другая - из Египта, а две были вырублены на месте. Сам купол искусно расписан арабской вязью. Назидательное изречение из Корана напоминает правоверным о том, что небо, без всякого сомнения, удерживается волей Аллаха.
Еще одна особенность этой мечети - особый павильон, предназначенный для султана Сулеймана. Здесь он мог сосредоточиться на молитве и отдавать, как и все, земные поклоны, а подданные могли лицезреть своего падишаха, не причиняя неудобств ни ему, ни страже.
Сулейман заботился и о расширении границ империи Османов - при нем она достигла высшей точки могущества и простиралась от Триполи до Закавказья и от Венгерского королевства до Египта. Но в историю он вошел все же под именем "Великолепный", потому что понимал и чтил искусство, многое сделал для украшения и благоустройства столицы и своего дворца Топкапы. Именно на время Сулеймана приходится расцвет творчества великого архитектора Коджи Мимара Синана, обращенного в мусульманство грека из Каппадокии; за свою долгую жизнь он построил 360 различных сооружений, в том числе 84 мечети...
PS: Существует предание, говорящее о том, что данная мечеть строилась очень долго. Иранский шах Тахмасп прислал султану Сулейману Кануни шкатулку с драгоценными камнями.  В шкатулке лежало письмо, в котором шах выражает сожаление по поводу долгостроя, а также пишет, что возможно у его брата нет денег на сторительств мечети и данные драгоценные камни ускорят строительство. Разгневанный султан пообещал посадить зодчего на кол, а драгоценные камни велел вмуровать в кирпичи, из которых сложен один из четырёхбалконных минаретов. Ещё могу добавить, что мечеть имеет два минарета по три балкончика и два минарета по два балкончика. Всего, значит, десять, т.е. султан Сулейман десятый султан из династии Османов, а четыре балкончика на малых минаретах √ четвёртый султан, живущий в Стамбуле. (Информация Сергея Кожевникова,Санкт-Петербург)

Айя-София

Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом необходимо принять во внимание, что самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии. Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила).

Святая София - христианский храм,  мечеть, музей

Внутренний интерьер

Прекрасным архитектурным творением в "новом" городе является мечеть Ортакёй, расположенная на берегу Босфора.

Этот храм, построенный в 537 году, представлял собой настоящее архитектурное чудо своего времени. Внутри его украшала декоративная мозаика. Более поздние ее фрагменты сохранились до нашего времени под побелкой, на которой мусульмане начертали фрагменты из Корана, превратив Святую Софию в мечеть. В 30-е годы нашего века этот храм стал музеем, сохранив в своих стенах характерные черты двух религий. По преданию, каждая из колонн Святой Софии лечит разные болезни, возвращая надежду даже самым отчаявшимся.

Чтобы попасть на экскурсионный кораблик, придется немного поторговаться: "корабельных дел мастера" заламывают довольно высокую цену. Если вы владеете искусством убеждения, в результате вам удастся заплатить всего 5 долларов за двоих. За Святой Софией находится дворец Топкапы, где вплоть до XIX века находилась резиденция султана. Дворец был воздвигнут на главном холме Стамбула, у подножия которого слились Босфор, бухта Золотой Рог и Мраморное море. Этот дворец действительно достоин внимания, ведь он не только собрал множество произведений искусства, но и повествует о жизни восточного двора. Весь дворцовый комплекс занимает большую площадь и для его осмотра понадобится.

Мечеть Рустам Паши и Египетский Базар

Зять султана Сулеймана Законодателя, муж его дочери Михриман Султан, был одним из влиятельных государственных деятелей своего времени. Садразам (великий визирь) Рустам Паша, в 1561 году велел зодчему Синану построить эту мечеть. Мечеть была построена в районе Тахтакале, неподалеку от "Мысыр Чаршысы" (Египетский рынок) внутри рынка Налбурлар ("налбур"- торговец мелким скобяным товаром). Постройку этой мечети, Синан начал через 4 года после мечети Сулеймание. Четырёхугольная планировка мечети состоит из центрального купола со сводами, посаженного на 4 колонны в форме слоновой ступни.
По обе боковые стороны здания имеются аркады. Купол, посаженный на 8 подпорок, опирается на 4 арки и 4 купола полусферической формы. Планировка мечети Рустам Паши напоминает макет мечети Селимийе в Эдирне. Стены мечети как с наружной части, так и внутренней, декорированы самыми редчайшими керамическими плитами. В плане украшательства, фасад здания этим и отличается от других мечетей. Отделочные плиты и редчайший фаянс были привезены из изникских цехов по обработке фаянса, основанными султаном Сулейманом I. Самыми распространёнными узорами на плитах являются тюльпаны и геометрические рисунки на белом фоне. Если от мечети Рустам Паши направится к Галатскому мосту, то перед Вами предстанет второй по величине рынок в Стамбуле - Египетский Базар либо Рынок Пряностей. Название "Египетский базар" восходит к османскому периоду, когда из Египта в Стамбул доставлялись пряности и специи и продавались на этом базаре. Базар, получивший это наименование расположен на набережной пристани Эминёню, напротив Галатского моста. Египетский Базар, построенный в 1660 году и выполняющий финансирующую функцию мечети Ени Джами (Новая Мечеть), которая была завершена в 17 в., состоит из 80 магазинов. Базар в форме зеркально- обратной букве L, имеет купола со свинцовыми покрытиями. Базар имеет 6 ворот в различных направлениях. На базаре можно купить всевозможные специи, пряности и лечебные травы. В лавках базара по продаже пряностями, можно приобрести пакетики со специями, в готовом виде, а также на развес. На базаре можно купить бастурму (копчёное, вяленое мясо), сыры, варенья, турецкий локум, банное мочало из натуральных волокон, деликатесы из сухофруктов, благовония в миниатюрных флаконах. Также как и в Каналы Чарши и здесь, на Египетском Базаре необходима сноровка и навыки, чтобы не ошибиться в выборе любого товара, сувениров для туристов, а также ювелирных изделий.

Окрестности Египетского Базара, имеющие атмосферу восточного рынка, в сравнении с Капалы Чарши, пожалуй более интересны и привлекательны. Расположенные в центре базара Цветочный и Птичий рынки имеют постоянных посетителей. Вдоль наружных стен базара выстроены магазины, ларьки и лотки, привлекающие покупателей. Так, к примеру, вдоль вертикального крыла базара, в магазинах и ларьках продаются продукты питания, в частности пригодные к завтраку, а также рыба, фрукты, зелень, овощи от одного вида которых разыгрывается аппетит.В районе Тахтакале, который находится позади Египетского базара бойко торгуют уличные продавцы на лотках, что создает своеобразную атмосферу. На ларьках торгуют всем, от целительных снадобий до электроприборов, парфюмерией, канцелярскими товарами и всевозможными импортными товарами и предметами.

Ени Джами (Новая мечеть)

"Ени Джами" (Новая Мечеть) известна как наиболее посещаемая прихожанами мечеть, ибо находится в оживленном районе Стамбула. Вначале, мечеть называлась "Ени Валиде Джами" (Новая Мечеть Валиде, султанши-матери), затем стала называться просто "Ени Джами". Строительство этой мечети продолжалось 66 лет. В 1597 году, жена султана Селима II и мать Мехмеда III венецианка по происхождению Сафийе султан (настоящее имя Бафо), поручила архитектору Давуд Are постройку мечети. Смерть архитектора прервала начатую им работу, затем было прекращено финансирование строительство (1605- 1661 гг.) и наконец по приказу матери султана Мехмеда IV, Турхан султан, строительство мечети было завершено архитектором Мустафа Агой (1663 год). Известно, что в постройке мечети принимали участие архитекторы Далыч Ахмед Чавуш, и Касым Ага.

Центральный купол, дияметром 17,5 м., имеет высоту 36 м.. Цветные витражи на окнах и ажурная ручная работа по перламутру- шедевры османского искусства. На всех окнах имеются айаты и суры из Корана. Отделочный фаянс использованный в строительстве мечети несравненно качественнее нежели отделочный материал других мусульманских мечетей. Новая Мечеть имеет пять ворот, одна из которых выходит на передний двор мечети. Вокруг авлу (квадратный двор перед мечетью с фонтанами для религиозных омовений) построена галерея с портиком, покрытая 24 куполами.

Рядом с мечетью, в центре квадратного двора находится шадырван восьмиугольной формы. С двух сторон фасада мечети, со стороны внутреннего двора имеется два минарета с тремя балкончиками. Торжественный замок Хюнкара, смежный с мечетью, соприкасается с нею аркообразным проходом. В комплекс замка входит небольшая платформа

Мечеть Нуруосманийе

Строительство мечети датируется между 178 и 1755 годами. Впервые, она начала сооружаться по приказу падишаха Махмуда I, после смерти которого строительство завершил его брат Осман III. Мечеть берет свое название от того района, в котором была сооружен. Находится напротив Капалычарши (крытый рынок). Считается первым, не совсем удачным османским образцом европейского барочного направления (XVIII столетие). Мечеть была сооружена на одном из семи холмов, внутри городских крепостных стен в старом Константинополе. Отличительной чертой мечети, в сравнении с классической турецкой мечетью османского периода является то, что своды куполов капители минаретов, украшены и михраб вынесен в наружную часть главного здания. Полукружия внутреннего двора с 12 колоннами и 14 куполами без шадырвана (источник во дворе мечети османского периода) в большей степени отвечает архитектуре в стиле барокко.

Парадная часть здания как бы символизируя и перекликаясь с наименованием мечети была сооружена с многочисленными окнами, ярко излучающими свет. Мимбар построен из зеленого порфира. Стены мечети окружены сурой из Корана, исписанной по изразцовым плитам. Мечеть имеет два минарета. Вокруг мечети имеются: Медресе, библиотека, себил и тюрбе матери султана Османа 3-го, султанши Шахсувар.

Площадь и мечеть Баязид

Это вторая большая площадь после Форума Константина, именуемого "Форум Таури" (на античном проспекте "Мессе"), построенная в Византийский период, императором Теодосиусом. В центре площади возвышался памятник (40 м), императору Теодосиуса Iо, установленный на колонне, украшенной гелезоническими рельефами. После завоевания города султаном Мехмедом Фатихом (завоевателем), площадь обрела большую славу, ибо завоеватель построил на ней собственный дворец. В начале XVI столетия, большая часть площади была использована в целях строительства комплекса мечети Баязид. В 1866 году, на месте этого дворца было сооружено здание университета. В 1950 году, эта площадь видоизменена и за последние годы здесь проходят политические и студенческие демонстрации.

Площадь Баязид

Модернистская мечеть
(возле вокзала г. Стамбула)

Эта мечеть, является первым образцом архитектуры Османского периода, после захвата Стамбула. Мечеть, построена по приказу Султана Мехмеда Завоевателя, была разрушена и вновь перестроена. Мечеть сына Султана Фатиха, Султана Баязида, считается самым древним и оригинальным образцом архитектуры османского периода. Современное наименование площади - Площадь Свободы (Хурриет Мейданы). Архитектурные особенности мечети Баязид, совмещают смешанный стиль оригинальных мечетей Бурсы и мечетей позднего османского периода и являет собой образец переходного периода в турецкой архитектуре. Архитектурный план мечети, построенной по приказу Баязида (годы правления: 1481- 1512) зодчим Якуб шахом или Хайреддин Пашой (между 1501- 1506 гг.). На востоке и западе парадного купола, размещены полукупола, поддерживаемые четырьмя колоннами в форме слоновой ступни и 2 колонн из порфирного мрамора. Портик из цветного порфирного гранита, сооруженный на 20 античных колонн, вернее, в центре 25 купольного портика, построен, изящной работы Шадырван (фонтан, во дворе мечети). Цветовая гармоничность аркады вокруг двора и мраморные покрытия достыйны особого внимания. Парадные ворота переднего двора, напротив михраба, имеют богатый и роскошный орнамент и надписи и сталактитовые росписи. С двух сторон мечети встроены шерефе (балкончик, на минарете с которого муэдзин призывает к молитве) расстояние между которыми состовляет 87 м. На минаретах восемь красных полос придают зданию мечети особый колорит. На каждом боковом нефе, разделённом колоннами, имеется по четыре небольших купола. Вокруг куполов и полукуполов, орнаменты, напоминающие тканевые узоры схожие с мотивами узоров изображенных на кочевых палатках юрюков, предков османцев. Махфиль Хюнкара (возвышение, предназначенное для правителя-хюнкара) исполнен в довольно изящной манере. В восьмиугольной тюрбе (мавзолее) из грубого необтёсонного камня, позади мечети, рядом с тюрбе Султана Баязида покоится Сельджук Хатун, а в третьей тюрбе захоронен (1857г) известнейшая особа периода танзимата, визир Великий Решид Паша. Имарет (благотворительное заведение в оттоманской империи) и начальная школа, ранее входившие в комплекс мечети, сегодня превращены в библиотеку.

Мечеть Фатих

Эта мечеть считается первой мечетью салатин (падишах), после завоевания Стамбула турками. В период византийского императорства, на сегодняшнем месте мечеть Фатих, на 4 холмах находилась самая большая церковь, построенная по приказу Константина I Хавариум (Апостола или Св. Апостола). Это сооружение, имеющее 900 летнюю историю и крестообразную планировку, одновременно служило мавзолеем византийских императоров. До переселения епархии в церковь Паммакаристоса, здесь, в этом здании находилась епархия. Архитектурные достоинства церкви, достойны соперничества с венецианским кафедральным собором Сан Марко. Фатих, к 10-летию празднования даты завоевания города, дал приказ снести эту церковь и на ее месте соорудить центр культуры и богослужения своего имени. Сооружение мечети и грандиозных медресе продолжалось более 8 лет. уКупол здания мечети, диаметром 26 м, и длиною 50 м, считался одним из больших, после Сулеймание. Медресе Фатих, провозглашённый Стамбульским университетом османского периода, вмещало в свой комплекс несколько медресе, библиотек, начальных школ, благотворительных заведений, караван-сараев, табхане (своего рода религиозный отель, для странствующих дервишей) и баня.
В 1766 году, в год крупного землетрясения, мечеть Фатих получила серьезные повреждения и была разрушена. На ее месте была сооружена (1771 г) новая мечеть Фатих. финансировал строительство мечети падишах Мустафа 3-й. Работа была поручена известному архитектору своего времени Мехмеду Тахиру Are. Купол Новой Мечети был помещен на 4 колонны со сводами. По 4 сторонам центрального купола имеются по одному куполу полусферической формы. По 4 углам здания также имеются по одному небольшому куполу. По двум сторонам крыльев наружного двора находятся Семания (высшее учебное заведение) и Тетимме (подготовительные курсы) каждому из этих учебных корпусов отведено по 4 здания.

Здание Тетимме были снесены, а медресе Семание упоминаются как Средиземное море (южане) и Черное Море (северяне). В довольно высокий двор с двойным рядом окон можно войти через замечательные ворота. Имеется 3 входа. В центре двора имеется шадырван восьмиугольной формы, с восьми колоннами, с мраморным водохранилищем. Стены авлу, отделочные плиты и шадырван, ворота, михраб, фундамент минаретов сохранены со времен первого здания мечети. Покидая мечеть Фатих и продолжая путь в сторону сухопутных крепостных стен, можно попасть на проспект, расположенный справа - Проспект Явуза Селима, а после этого, вы очутитесь в одной из примечательных мечетей города Селимийе Джами.

Мечеть Явуз Селим

Мечеть, построенная в честь османского падишаха Явуза Селима, была сооружена на 5 холме и с ее террасы открывается великолепная панорама на Халич. Мечеть была заказана зодчему из Тебриза его сыном султаном Сулейманом Законодателем.
Мечеть, от которой сохранилось два минарета с балкончиками выглядит довольно скромно. Наружная поверхность здания покрыта изникским фаянсом. Перед зданием - крытая галерея с портиком с 18 мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими 22 купола. Площадь внутри мечети имеет квадратную форму (25 м.). В облицовке стен довлеют голубой и жёлтый цвета. Сплющенный купол, гравированный махфиль хюнкара из золота и привезённая из Каабы ткань - всё это можно увидеть внутри мечети. В саду мечети находятся мавзолеи падишаха Селима, сыновей и дочерей султана Сулеймана Законодателя и султана Абдулмеджида и его 3 детей.
Напротив мечети султана Селима находится один из 3 больших водохранилищ "Аспар", или "Чукур Бостан". Водохранилище, берущее своё название от имени византийского генерала Аспара, в османский период был превращен в бахче (огород), затем был превращен в небольшой османский квартал. Через некоторое время, здесь же открылся базар под открытым небом. В этом же районе находится другой исторический памятник, Мечеть Фетхийе (оригинальное название церковь Теодокос Паммакаритис.)


Мечеть Фетхийе (оригинальное название церковь Теодокос Паммакаритис.)

Эюб Султан Джами

Между 674 и 678 гг., н. э., в Стамбуле, под командованием сына Халифа Муавийе Езида, в ходе 1 арабской засады, в окрестностях сегодняшнего Эюба, пал жертвой Эюб Ансари. Эта мечеть была построена в честь Эюба Ансари. От мечети, которая была сооружена (1458 г.), по приказу султана Мехмеда Фатиха, не осталось никаких следов. Мечеть, сегодня, открытая для посещения туристов и верующих, была построена (1798- 1800) на останках старой, пострадавшей от землетрясения (1766 г.) мечети. Строилась мечеть по приказу Султана Селима III. Мечеть имеет планировку квадратной формы, посреди которого - купольное строение. Вокруг купола имеются 8 небольшших куполов полусверической формы.Планировка мечети напоминает планировку мечети "Соколлу", которая находится в районе "Азапкапы", и котарая построена по проекту Синана. Мечеть не имеет никакого сходства с мечетями, построенными в стиле барокко.


Минарет в Анталье

Тюрбе Эюба Ансари особенно привлекает внимание цветовой окраской, преобладают небесно-голубой с зеленым в отделочных плитах. Здание построено в 1458 году? имеет восьмиугольную форму и единственный купол. В эпитафии сообщается, султан Ахмед I, соорудивший минареты мечети, реставрировал также тюрбе мечети. Рядом с мавзолеем выдающейся личности исламского мира Эюбом Ансари похоронены многие известные садразамы, паши, морские капитаны, бейлербейи, визири, и матери-султанши. Во дворе наружного двора, под столетними чинарами - изящнейшей работы шадырван. С трёх сторон внутреннего двора имеется галерея с портиком и 13 куполами, построенными на 12 колонн. В комплексе мечети Эюб имеются: медресе, караван-сарай, баня, и боготворительное заведение. Из этих построек, до нашего времени сохранились лишь баня и мавзолеи. Эту мечеть чаще всего посещают дети, готовящиеся к обряду обрезания, больные, молящие об исцелении и спортсмены перед состязаниями. Кроме того, если продолжить путешествие по каменистой дороге на холмике мавзолея, перед вами окажется кофейная Пьера Лоти. Красоты Халича за чашечкой турецкого кофе доставят особое наслаждение в кофейне, названной в честь французского литератора, посетившего эти места в XIX веке.

Чемберлиташ
От Форума Константина (римский период), самой ближайшей площади к Ипподрому, не осталось никаких следов. Единственным сооружением, сохранившимся на площади является Чемберлиташ, получивший наименование "Янык Сутун" (спалённая колонна). На колонне (50м), сооруженной императором Константином в IV столетии, возвышалась бронзовая скульптура императора, вплоть до 1105 года, в период частых землетрясений и пожаров, колонна из порфира была серьезно повреждена. Высота колонны 37 м., а вокруг колонны вделаны обручи-подпорки из метала. Существует поверье, что под высоким пьедесталом колонны находятся святые реликвии, привезенные Константином части креста Иисуса, камень из которого Моисей добывал воду. В 1955 году колонна реставрировалась.

Кайсери

В этом основанном во II в. до н.э., римлянами городе под названием Кесариум, и в настоящее время имеющим поселение в более 1 миллион человек и находящимся в 90 км от Канадский, вы увидите очень много привлекательных мест. К тому же, для туристов, прибывших в Турцию и заранее не планировавших Кападокии и только в последний момент решивших посетить это необыкновенное место, Кайсери, имеющий свой аэропорт, может послужить транзитным пунктом. Ко всему прочему, это большой и интересный город, в котором множество развалин и других мест, поистине прекрасных и достойных посещения.

Тем, кто располагает достаточным временем, советуем посмотреть следующие достопримечательности этого города, крепость 6 в., и история которой восходит ко временам византийского императора Юстиниана, но в наши дни больше напоминающую средневековую крепость, медресе и мечеть Хуант Хатун, представляющие собой как бы религиозный комплекс и считающиеся одним из интересных образцов сельджукской архитектуры, искусно отделанное сельджукское надгробие Донер Кумбет и археологический музей, обладающей прекрасной коллекцией.

Мечеть Селимия (Эдирне)

Зеленая мечеть (Бурса)

Старая мечеть (Бурса)

Эдирне

Бирюзовая мечеть (Изнак)

Роскошный дворец Долмабахче, построенный султаном Абдул-Меджидом I в 1853 году. Его строительство истощило государственную казну, создав роскошный образчик дурного вкуса и расточительства.

Мечеть Коджатепе, г. Анкара
Самая большая в Турции мечеть 

Аладин,Турция

Голубая мечеть, Стамбул

Авторское право © 2002 Cайфутдинов Рашид Фатыхович
Обновлено: 03 января 2006

Hosted by uCoz