Рейтинг ресурсов УралWeb

 

 

 

 


 

Мечети Юго-Восточной Азии

Япония Индонезия

 Китай

Китай - страна, где соседствуют различные религии: даосизм, буддизм, ислам, католицизм и протестантство. Число верующих превышает 100 млн. Разные национальности и люди исповедуют различные религии. 10 национальностей - хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоаньцы - исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является ламаизм (одно из направлений буддизма). Дайцы, буланы, дэане - приверженцы хинаяны (ортодоксального направления буддизма). Среди народностей мяо, яо, и - немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантства, католицизма, даосизма.
Буддизм проник в Китай в 1 в. до н.э. После IV в. начинается его повсеместное распространение. постепенно он становится самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма, получив распространение в Тибете и Внутренней Монголии. Hаиболее известные буддийские храмы - Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линъиньсы (Ханчжоу), Шаолиньсы (Хэнань). Крупнейшими ламаистскими монастырями являются тибетские монастыри Джоканг, Дашилумпо и Сакья, монастыри Таэрсы (Цинхай), Утасы (Внутренняя Монголия) и Юнхэгун (Пекин).
Ислам проник в Китай примерно в середине VII в. В Янчжоу, Сиане, Пекине, Иньчуане и Кашгаре имеются известные в стране мусульманские мечети. Католицизм и протестантство проникли в Китай значительно позднее, и влияние их слабее по сравнению с буддизмом и исламом. Католические и протестантские общины сосредоточены главным образом в Шанхае, Пекине и некоторых других больших городах. Hебольшое число приверженцев этих двух религий имеется и среди крестьян.
Даосизм зародился непосредственно в Китае во II в. Знаменитыми даосскими храмами являются Байюньгуань (Пекин), Цинъянгун (Чэнду), Тайцингун (Шэньян). В Китае граждане могут исповедовать любую религию или быть атеистами, любая нормальная религиозная деятельность охраняется Конституцией. Все главные религии - буддизм, ислам, протестантство, католицизм и даосизм имеют свои общенациональные и местные организации и автономно управляют делами своих общин. Китайские религиозные организации и их деятельность находятся вне сферы контроля со стороны зарубежных клерикальных сил  


Niu Jie Mosque, Beijing, China(1362, renovated 1978) Minaret  

Большинство китайских мечетей построено в виде храмов. Но в Синьцзяне и в некоторых других местах имеется немало мечетей, выдержанных в традиционном исламском стиле. Многие из них представляют историческую ценность, напр. мечеть Гуантасы в Гуанчжоу и мечеть Цинцзинсы в Цюаньчжоу, сооруженные в эпохи Тан и Сун персидскими купцами. 

Мечеть Гуантасы, которую еще называют мечетью Хуайшен, воздвигнута в эпоху правления Тан (627) и является одной из самых старейших мечетей в приморских районах Китая. Мечеть Цинцзинсы, построенная по типу мечетей в Дамаске, создана в эпоху Северной Сун. Ее площадь - б тыс. кв. м - была в 4 раза увеличена в эпохи Юань, Мин и Цин, прежде чем она предстала перед нами в настоящем виде. Зал мечети построен в китайском дворцовом стиле, но ее интерьер типично арабский. Площадь зала - 600 кв. м; она вмещает около 1000 верующих. Остальные мечети, в т.ч. и мечети Феникса в Ханчжоу, Либай в Янчжоу и Хуацзюэ в Сиани, были построены в периоды Тан и Сун. В позднюю эпоху правления династий Юань и Мин возникли мечети Дунсы в Пекине и Айтагар в Каши (провинция Синьцзян). Эти  мечети
не только свидетельствуют о распространении ислама в Китае, но и служат прекрасным материалом для изучения истории китайской архитектуры. Мечети не раз реконструировались и находятся под государственной охраной как культурные ценности.

Мечеть Цинцзинсы, Цюаньчжоу

Мечеть Цинцзинсы

Интерьер

Китай
   

he Mosque of the Islamic Center for Technical and Vocational Training and Research,Bangladesh(1986)
Designed by the Turkish firm Studio 14 using pure geometric forms in brick.
Бангладеш

Dakka
Бруней

Омар Али Сайфутдин

История и дух Малайзии в ее мечетях

Величественные по размеру и дизайну, они отражают любовь малазийцев к исламской архитектуре
От величественного вида многочисленных современных мечетей Малайзии захватывает дух даже у людей, далеких от религии. Эти храмы многое могут рассказать о том, как развивался в этой стране Ислам с момента его проникновения сюда.
Ислам был привезен в Малайзию мусульманскими купцами и торговцами с Ближнего Востока и  из Индии в начале 14 столетия.
Однако его рост шел наиболее быстро в начале 15 века, во время господства Малаккского султаната. Из центра этого государства Ислам распространился во все уголки Малаккского полуострова, а сам город стал важным религиозным центром.
В то время было построено много мечетей в ставшем к тому времени традиционном архитектурном стиле.
В них совершались молитвы, велась образовательная и другая деятельность. Архитектурный стиль, а также материалы, из которых строились мечети, были аналогичны тем, которые применялись при строительстве домов малазийцев. Они сооружались на сваях и были в основном деревянными. При возведении как домов, так и мечетей в то время часто использовались солома и глиняная черепица для крыш.
К 15 столетию многочисленные торговцы-мусульмане осели во многих частях Малаккского полуострова, где построили свои храмы и медресе. Мечети индонезийских, индийских, яванских, пакистанских и арабских общин, проживающих в Малайзии, были выполнены в различных архитектурных стилях.
Позднее, когда наступил период колониального господства португальцев, датчан и британцев, много мечетей строилось по приказу местных султанов. Почти все они отличались разнообразием архитектуры, которое, к сожалению, было утрачено при возведении мечетей после обретения страной независимости в 1957 году.
Их купола могли быть выполнены в форме луковицы или же шпиля. Можно было встретить различного вида колонны, пилястры, остроконечные арки, замковые камни, фронтоны и лепнину на карнизах и капителях.
Все эти мусульманские храмы, находящиеся в стране, где проживает 22 миллиона мусульман, большинство из которых составляют сунниты, поражают разнообразием цветов и размахом фантазии. Среди них – старейшие мечети, сохранившиеся со времен колонизации, например, прекрасная Тенгкера, мечеть в штате Малакка, построенная в 1728 году.
В связи с тем, что на протяжении столетий в Малайзии складывалось огромное мусульманское сообщество, сейчас мечеть можно найти практически в любом городе или селении страны. Разнообразие архитектурных стилей этих мечетей отражают ее этническое и историческое многообразие.
Однако среди мечетей Малайзии особенно выделяются своими колоссальными размерами современные, построенные после приобретения независимости в 1957 году.


Кота-Конобалу

Кота-Конобалу

Куала-Лумпур

Тот факт, что эти мечети огромны по своим размерам, объясняется большим влиянием Ислама в Малайзии и той серьезностью, с которой население страны подходит к религии. В связи с этим мечети собирают очень большое количество прихожан. Так, на пятничных проповедях в Национальной мечети в центре Куала-Лумпура часто присутствуют до 15 тысяч человек – максимальное количество, которое способен вместить этот храм.
Однако это – не так уж много по сравнению со знаменитой на весь мир мечетью султана Абдул-Азиза в Шах-Аламе, столице штата Селангор. Строительство данного храма, который часто называют Голубой мечетью или Мечетью голубых минаретов, было завершено в 1989 году.
Эта мечеть крупнейшая в Юго- Восточной Азии. Она способна вместить 24 тысячи посетителей. Гордостью Голубой мечети являются самые высокие в мире минареты и огромнейший купол.
Ширина этого купола, выполненного в голубых и серебряных тонах, составляет 51.2 метров, а его высшая точка находится на высоте 106.7 метров над землей. Высота четырех окружающих купол минаретов составляет 142.2 метра. Снаружи и изнутри купола, а также на стенах главного молитвенного зала можно увидеть каллиграфию, выполненную известным египетским мастером шейхом Абдель-Маниймом Мухаммадом Али аль-Харкави, которому помогали местные каллиграфы.
Безусловно, размеры и масштабность дизайна Голубой мечети, а также других подобных храмов, таких, как мечеть Ибаи, известной также под названием Плавающая мечеть – построенной как будто бы на воде в устье реки в восточном прибрежном городе Куала-Тренгану – отражают своеобразие архитектуры Малайзии. Но в то же время они свидетельствуют и о своеобразном так называемом «ближневосточном комплексе неполноценности», свойственном жителям этой страны.
Во многих областях, а не только в архитектуре, например, в области Шариата и исламских финансовых институтов, Малайзия часто считается страной, идущей по стопам мусульманских государств Ближнего Востока, в то время как она могла бы сделать большой рывок вперед и пойти по пути создания своей собственной научной школы в изучении религии и своей собственной исламской культуры. Именно поэтому новые мечети Малайзии, вместо того, чтобы воплощать особенности архитектуры и технические достижения этой страны, как это могло бы случиться, пытаются быть увеличенными копиями мечетей Стамбула, Мекки и Дамаска.
Хотя в последнем утверждении содержится большая доля правды, но, по крайней мере, Национальная мечеть соответствует духу малазийского народа в большей степени, чем многие другие храмы. Ее уникальный дизайн является современным воплощением традиционного исламского искусства архитектуры и каллиграфии.
Эта мечеть была построена в 1965 году. Ее самой поразительной чертой является складчатая крыша, похожая на зонтик, а также минарет своеобразного стиля, возвышающийся на 71.6 метров – все это символизирует стремление народа к независимости. Более того, открытые прихожие Национальной мечети и длинный бассейн с водой отражают особый климат Малайзии более, чем другие мечети.
Даже Розовая мечеть – жемчужина Путраджайи, нового административного центра Малайзии, города, построенного недалеко от Куала-Лумпура за последние 10 лет, в котором расположилось правительство, более традиционна по своему стилю, хотя производит не меньшее впечатление.
В то время как при строительстве мечетей в будущем, вероятно, большее внимание будет уделяться дизайну и стремлению отразить особенности культуры и характера малайцев, над чем будут трудиться местные специалисты, современные мечети, построенные в подражание мечетям Ближнего Востока, тем не менее, стоит увидеть. Они остаются потрясающими примерами исламского стиля и грандиозны по своему масштабу.


Куала-Лумпур

Куала-Лумпур

Куала-Лумпур

Малайзия (Голубая мечеть)

Малайзия

Малайзия

Малайзия
   

Малайзия
Корея

Сеул

мечеть Келинга, Малайзия

Авторское право © 2002 Cайфутдинов Рашид Фатыхович
Обновлено: 03 января 2006

Hosted by uCoz