назад
ЯПОНИЯ В начале 30-х годов, после
короткого перерыва на коллективизацию, истребление кулачества,
индустриализацию и активные поиски "врагов народа", в СССР вновь
начались репрессии на религиозной почве. От простого хулиганства,
совершаемого в 20-х с революционным задором и веселостью, перешли к
жесткой политике истребления носителей любой другой веры, кроме веры в
товарища Сталина. Досталось всем - и сектантам, и христианам, и
мусульманам. Их храмы разрушали, а верующих отправляли в Сибирь или на
строительство какого-нибудь Волго-Донского канала.
|
||
Исламский центр Японии |
Мечеть Токио |
Мечеть в Нагойе |
Вообще первый официальный
контакт Японии с мусульманской религией
произошел в конце 19 века, когда японские
представители прибыли с визитом в
Турцию. Ответный визит турецкой стороны
омрачился трагедией: на обратном пути из
Японии в Стамбул турецкий корабль был
настигнут тайфуном, в результате чего
около 600 пассажиров погибли. На эту
трагедию в Японии был организован сбор
пожертвований для родственников
погибших, которые были переданы
правительству Турции в 1892 году двумя
японскими журналистами Тораджиро Ямада
и Осотора Нода. За два года
пребывания в Турции они не только
выучили язык
этой страны, но и приняли Ислам, став
первыми мусульманами Японии. Количество
мусульман в Японии особенно увеличилось
в результате пленения татар-мусульман в
период русско-японской войны 1904-1905 г.г., а
также от смешанных браков египетских
офицеров с
японскими женщинами
( Египет в то время выступал союзником на
стороне Японии).
Самыми активными миссионерами,
пропангандирующими
исламское вероучение, были
египтянин Ахмед Фадли и известный
татарский мусульманский деятель Абдул-Рашид
Ибрагим (1852-1944). Усилиями последнего были
созданы в Японии мусульманские общины и
ассоциации, построены мечети. Именно он
организовал Японскую ассамблею «Азия-Гикай»,
которую возглавил мусульманин-японец
Абу Бакр Охара. После Октябрьской
революции в России в 1917 году, в Японию
прибыло много эмигрантов мусульман. Из губерний Волго-Уральского региона
вместе с отступающей армией Колчака в Сибирь, а затем с ее остатками в
Маньчжурию и Японию ушли те, кто имел в России достаточно высокий
социальный статус – муллы, представители мусульманской интеллигенции,
торговцы, имена некоторых из них приведены ниже(25). Алтынбаев Ибрагим,
занимался торговлей в Бугульминском у. Оренбургской губ.; Апанаев,
занимался торговлей в Казани; Багданов Нусратула, до 1918 года занимался
торговлей в Давлеканово; Вагапов Хузиахмед, до революции занимался
торговлей в Тюмени. Отец его по имени Ясави был делегатом первого
Всероссийского мусульманского съезда (май1917 г., Москва); Валеев, мулла
д. Иштиряк Белебеевского у. Уфимской губ.; Валиахмадов Хабибрахман,
мулла д. Минни-Атзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Валиев Валиахмед,
бывший торговец; Валиев Шагимардан, бывший торговец из Агрызского у.
Пензенской губ.; Гадельшин Хасан, до 1918 года занимался торговлей в
Челябинске; Гимранов Назиб, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской
губ.; Дашкин Гали, до 1921 года занимался торговлей в г.
Николаевск-на-Амуре Загидуллин Улутфула, бывший торговец из Агрызского
у. Пензенской губ.; Зямилев Сатар, бывший торговец, уроженец
Бугульминского у. Оренбургской губ.; Ильматов Закир, бывший торговец в
городе Кунгур; Исангулов, до 1918 года занимался торговлей в
Петропавловске (Казахстан); Касымов Маулия Мухамед, бывший торговец из
Агрызского у. Пензенской губ.; Кудаков, бывший торговец из Пензенской
губ.; Мазитов Мурзазян, бывшей торговец, уроженец Осинского у. Пермской
губ.; Максудов Фаизрахман, до революции работал доверенным у купцов
Хакимовых в Уфе; Минникаев Яздан, мулла д. Янурусщи Пермской губ.;
Мулюков Ахмет-Шариф, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ;
Мунасыпов Ахмет-Сыддик бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.;
Муртазин Ахмет-Закир, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ;
Мухамедшин Сабир, уроженец Хабаровска, торговец; Нигматуллин Сарвар,
мулла д. Иски-Кармаш Уфимского у. Уфимской губ.; Нургалиев Нурмухамед,
бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Рахимкулов Гирфан,
мулла д. Минзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Рахимов Абдул-Карим,
служил муэдзином в Омской мечети; Рахманкулов Мухаметгариф, мулла из
Бугурусланского у. Самарской губ.% Садыков Заки, до 1918 года занимался
торговлей в Бугульме; Садыков Шамиль, до1918 года занимался торговлей в
Бугульме; Сафин Гайнан, до 1918 года занимался торговлей в
Красноуфимском у. Пермской губ.; Сулейманов Тимиргали, мулла д. Янгиюл
Калмакской вол. Бирского у. Уфимской губ.; Туганаев Нурмухамед, бывший
торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Фатхульисламов Мустафа, мулла
д. Асано Бирского у. Уфимской губ.; Хаджи Гисматулла, бывший торговец из
Агрызского у. Пензенской губ. Халиуллин Насибула, бывший торговец из
Челябинского у. Оренбургской губ.; Шамгулов Мадьяр, служил муллой в
деревне Нимисляр Уфимской губ., преподавал в медресе «Галия» в Уфе;
Шераев, бывший торговец, проживал в городе Бирске Уфимской губ.; Якупов
Хамедзян, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Янгуразов
Рахим, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Ясави Ахмед,
бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Яхшиев Мутагар, бывший
торговец, уроженец Осинского у. Пермской губ.В 1923
году численность татаро-башкирского населения достигла 3 тысяч. В
1927 году в Японии была открыта первая
мусульманская школа. После первой
мировой войны насчитывалось большое
количество мусульман, прибывших из
Индии. В 1935 году они
построили первую мечеть
в г. Кобе, в основном на
благотворительные средства богатого
мусульманина из г. Калькутты (Индия).
Мечети строились и в других городах. В
1936 году – в Нагойе. В 1938
году открылась мечеть в Токио. До 1944 года имами мусульманской общины в Токио были казанские татары, в том числе и Рашид Ибрагимов, похороненный в Токио. Кстати, книга Ибрагимова «Япония» в России так и не была издана 9.Тюрко-татарская эмиграция на Дальний Восток на первом этапе несомненно была спровоцирована экономическими причинами и национальной политикой самодержавной России. Несомненно также, что развитие ислама, распространение знаний о нем в этом регионе связано с деятельностью мусульманских общин, созданных тюрко-татарской эмиграцией. В частности, татарами были построены первые мечети в Японии и Корее. На наш взгляд, именно этому аспекту влияния татарской эмиграции уделялось недостаточное внимание исследователями. Особенно
широкий размах строительства
мечетей и реконструкцию старых
получили послевоенные годы.
Некоторые из них строились даже при
поддержке государственных
структур. В 1953
году впервые мусульманская организация
официально была признана в Японии в
качестве религиозного объединения (Японская
ассоциация мусульман), первым
президентом которой стал Садик Имацуми
(1905-1960). В 1966 году была образована вторая
мусульманская структура – Исламский
центр Японии. В
70-х годах с началом «нефтянного
бума» на Ближнем Востоке, в Японии
резко увеличилась численность
мусульман. Ислам стали
принимать многие видные японские
деятели и предприниматели. Показателен
пример со знаменитым в Японии врачом
Шауки Футаки (1900-1994), который после
принятия Ислама, учредил вместе с
медперсоналом своей клиники
организацию «Исламский конгресс Японии».
В настоящее время приобщается к Исламу и
много молодежи, особенно студентов.
Многие из них обучаются
в мусульманских центрах Ближнего
Востока, Турции, Египте, Сирии.
МИСС ФАТИМА КАЗУА |
Авторское
право © 2002 Cайфутдинов Рашид Фатыхович
Обновлено: 26 августа 2007