назад

КАЗАХСТАН

В Алматы - новая мечеть - одна из крупнейших в Средней Азии

05 июля 1999 года состоялась торжественная передача мусульманам города нового здания Центральной мечети, которая построена на месте старой, функционировавшей с 1890 года, и которая давно не вмещала всех молящихся. Это событие привлекло внимание широкой общественности. Духовное управление мусульман Казахстана, городские власти организовали праздничную церемонию передачи мечети.

Для участия в церемонии аккредитовалось около ста корреспондентов, прибыли религиозные деятели из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные верующие и почетные гости. Строительство нового здания было начато в 1991 году. Архитекторы - С.Баймагамбетов, Ж.Шарапиев, К.Жарылгапов, конструктор - В.Гребенев.
Строительство неоднократно тормозилось из-за недостатка средств, несмотря на значительные поступления от отечественных и зарубежных спонсоров. В завершающую стадию оно вступило около года назад.
Сейчас величественное здание, отделанное белым мрамором (месторождение “Кемаль паша”, Турция), цветными изразцами, готово вместить 3,0 тысячи человек. Имеется специальный зал для женщин (200 чел.), пятничный зал (400 чел.).
Общая площадь мечети 3594,5 кв.м., объем 36830 куб.м., площадь мраморной облицовки 13000 кв.м. Её венчает голубой купол диаметром 20,0 м. и высотой 36,0 м. Высота большого минарета - 47,0 м., малых минаретов - 27,0 м. Смонтирована хрустальная люстра диаметром 5,0 м. и высотой 7,0 м. из богемского хрусталя. Всего комплекс занимает территорию свыше 1,5га.
Художественные эскизы для керамических изразцов, резных мраморных блоков и дубовых дверей выполнены в казахских национальных мотивах, часто встречавшихся в исторических памятниках различных регионов страны. В разработке проектов и их исполнении в принимали АО “Алматыгипрогор”, АСК “Кайрат и Ко”, фирмы “Атил” , “ААРС”, “Леонардо-Гранит”, “Текин-Туркер”, “Баттал” и “ИНКОМСТАЛЬ”.Наиболее крупные спонсоры – граждане Республики Малайзия, Королевства Саудовской Аравии, Турции, а также представители отечественных деловых кругов.

СЫГНАК, средневековый (10-17 вв.) город в Казахстане, близ ст. Тюмень-Арык. Остатки стен, мечетей, медресе, мавзолеев и др.

ТУРКЕСТАН, город в Казахстане, Чимкентская обл. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (1991). Заводы: кузнечно-прессового оборудования, хлопкоочистительный, кормовых антибиотиков и др. Известен с 10 в. Комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (кон. 14 в.).



Центральная мечеть

Атирай

Атирай

Кустанай

Уральск

Кустанай

Султан-Курган,Алмата

Алмата

Семипалатинск

Семипалатинск

Аксу

Семипалатинск

Актобе

 

Актюбинск

Актюбинск

Сто лет назад в основание актюбинской мечети был положен первый камень. А в 1991 году она вернулась из “изгнания”
История актюбинской мечети интересна и поучительна. Как и многие религиозные храмы, она в полной мере испытала на себе отголоски политических событий ушедшего столетия. Своему созданию мечеть обязана людям религиозным, но отнюдь не оторванным от земной жизни. Аягуз УНАЙБАЕВ, главный специалист отдела по работе с религиозными организациями области, постарался восстановить историческую картину 100-летней давности, изучая сохранившиеся архивные документы и расспрашивая местных аксакалов.
- До революции на территории современной Актюбинской области находилось около двухсот мечетей. О 49 из них в архивах сохранились сведения, в том числе и об этой центральной мечети. Тогда Татарская слободка была самым настоящим торговым, купеческим районом. Купцы, татары и казахи, ездили менять товары в соседний Оренбург. Один из именитых оренбургских купцов Махмутулы Ибрагим как-то посетил Актюбинск. Он гостил в доме известного в то время актюбинского купца Шахбулатбаева. В гости наведывались и другие торговые люди. Вот тогда-то и возникла идея построить в Актюбинске мечеть. Актюбинские купцы стали вдохновителями и "спонсорами" этого проекта, - рассказывает А.Унайбаев.
Первый камень в фундамент будущего храма был заложен в 1901 году. Однако уже на следующий год строительство из-за недостаточного финансирования пришлось приостановить. При поддержке татарских и казахских купцов и баев в 1903 году стройка, тем не менее, завершилась. Одновременно были построены три дома для служителей мечети, медресе и гостиница. Спустя еще четыре года, в 1907 году, над мечетью был воздвигнут минарет. Первым имамом новой мечети стал Ибатулла Маджитов. Однако события последующих десятилетий прервали мирное существование мечети.
- Когда начались массовые репрессии, мечеть закрыли. Это произошло в 1929 году. Только в 34-м в ее распоряжение предоставили здание типографии. На свое старое место мечеть вернулась только в 91-м году. Так что мы отмечаем сразу два юбилея - 100-летний и 10-летний,- добавил А. Унайбаев.
В день юбилея мечети здесь собрались сотни верующих, преимущественно люди преклонного возраста. В числе представителей мусульманского духовенства перед ними выступил начальник отдела Духовного управления мусульман Казахстана Еркен-хаджи ДУАНАЕВ.
- Я специально приехал в Актобе по случаю празднования 100-летнего юбилея мечети. Я передаю самые благие пожелания от имени главного муфтия страны Абсаттар-кажы Дербисалиева и от себя лично. Через несколько дней весь мусульманский мир будет праздновать наступление священного месяца Рамазана. И я хочу пожелать народу Актюбинской области счастья, благополучия и понимания между различными конфессиями. Мира и согласия вашему дому!
В ходе торжественной церемонии благодарственные адреса от Духовного управления мусульман были вручены людям, оказавшим мечети значительную материальную поддержку. Среди них оказался и олимпийский чемпион Ермахан Ибраимов. Грамоты и денежные премии получили также призеры прошедшего накануне первого областного конкурса на лучшее чтение Корана. Победитель конкурса ученик 9-го класса 15-й школы Мирамбек Кубашев, в конце этого месяца отправится в Стамбул на международный конкурс. Кстати, при мечети продолжают действовать курсы для всех желающих изучать арабский язык и постигать исламскую религию и культуру.
И, разумеется, корреспондент "Д" не мог не задать представителю Духовного управления мусульман вопроса, который так часто адресуют представителям духовенства в свете последних событий в мире. Имеется в виду довольно распространенное мнение о некоей взаимосвязи религии и терроризма.

- В работе нашего Духовного управления в последнее время ничего не изменилось. Главный муфтий Казахстана сказал, что ислам никакого отношения к террору не имеет. В беседе с послом США в Казахстане г-ном Неппером он так и заявил, что религия ислама - это мирная религия. Мы считаем, что люди, стремящиеся к политической власти, просто очернили ислам. Ислам не проповедует таких явлений, как экстремизм или фанатизм. Настоящие приверженцы ислама никогда бы не пошли на такое. Единственное, чего мы хотим, это чтобы ситуация разрядилась, чтобы не было войн, в том числе и религиозных. Нас особенно тревожит, что от этого страдает, прежде всего, мирное население.

Лариса АФАНАСЬЕВА, 2001г.


Павлодар, старая мечеть

Павлодар, мечеть имени Машкур Жусупа

Павлодар
Знакомство с достопримечательностями областного центра началось с посещения главной мечети имени Машкур Жусупа, построенной в последние годы. Это грандиозное сооружение высотой 54 метра (а каждый из четырех минаретов - 63 метра), с голубым куполом в форме шанырака - верхней части казахской юрты, не имеет себе равных в Казахстане. В главном зале на пятничные моления сегодня собираются до 800 верующих, но он может вместить полторы тысячи человек. Есть еще нижний зал для женщин.
Отсюда представители департамента внутренней политики Павлодарской области, возглавляемого Кульжан Ахметовой, повезли гостей в Славянский культурный центр, которым руководит Татьяна Кузина - сестра известного кинорежиссера Владимира Хотиненко. Несколько лет назад она была награждена православным орденом Святой княгини Ольги, а сегодня является членом Совета соотечественников при Госдуме Российской Федерации.
В ноябре 2000 года Т.Кузина встречалась в Астане с президентом В.Путиным, и благодаря оказанной им финансовой поддержке центр выжил, расплатившись с многолетними долгами. Татьяна Ивановна рассказала о многогранной деятельности центра. Здесь успешно работают фольклорный ансамбль "Славянки", хореографический -"Раздолье", театр миниатюр "Павлодарский городок", молодежный театр "Тет-а-Тет", клуб спортивного туризма и другие самодеятельные коллективы.
Одно из успешных предприятий Павлодара - АО "Казэнергокабель". Его директор Владимир Бобров провел российских журналистов по заводу.

Усть-Каменогорск

Усть-Каменогорск


Усть-Каменогорск

Актау

Нур Астана

Нур Астана

Мечеть в дар городу
В Усть-Каменогорске состоялось открытие мечети, которая отныне станет центральной в Восточном округе. В торжественной церемонии открытия мечети приняли участие министр культуры, информации и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед, аким Восточно-Казахстанской области Талгатбек Абайдильдин и имам Восточного округа Кандыбай-кажи.

Как отметил министр, сегодня в Казахстане действует 1 600 мечетей, а десять лет назад их было всего шестьдесят. Глубоко символично, что мечеть распахнула двери для верующих накануне Международного съезда мировых и традиционно-национальных религий, который состоится в Астане. Он поблагодарил семью меценатов, воздвигших культовое здание, за жест доброй воли.
Для устькаменогорцев этот день стал настоящим светлым праздником: до сих пор городская мечеть располагалась в приспособленном здании без минарета. При том, что к исламу обращается все больше людей, приходилось тесниться.
Новую мечеть построил и передал в дар Усть-Каменогорску местный предприниматель Казкен Мухамадиев. По словам Казкена Ануарбековича, он выполнил сыновний долг по увековечению памяти своего отца. Особенность двухминаретной мечети в том, что строилась она только из местных материалов. Мрамор, гранит и другие виды алтайских камней использовались в мозаичных панно и внутреннем убранстве культового здания. Высота минаретов 45 метров, расположена мечеть в центральной части города на берегу небольшой реки.
[06.09.2003]


Петропавловск
В 1795 году, с соизволения императрицы Екатерины II в форштадте крепости св. Павла выстроена киргизом Касимовым первая мечеть в "киргизской степи", как свидетельствует "Краткий исторический очерк Петропавловска Акмолинской области" Л.А.Кузнецова, выпущенный в 1913 году. К концу 19 в. в Петропавловске было уже семь мечетей. Магометанскую веру исповедовало почти 30% населения, в основном татары, которые по численности (25%) занимали второе место после русских - 72,8%. Следом шли, соответственно, евреи, поляки, немцы. Сегодня в Петропавловске 2 мечети.
В последние годы религия играет все более заметную роль в социально-политической и духовной жизни нашей республики. В Петропавловске на пересечении улиц Мира и К.Сутюшева решено построить новую мечеть. Завершено проектирование. Она станет центром духовного возрождения и нравственного воспитания населения.
В ноябре 2001 года заложены первые сваи будущего фундамента. В будущем к небу вознесутся 40-метровые купола мечети. Она сможет вмещать до 1000 верующих.
Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави
(г. Туркестан)
Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) - яркий образец архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функции помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу), большой и малый аксараи, китапхану, асхану, кудукхану и многочисленные худжры. Из-за такого разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризует лишь одну из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще всего называют "ханакой" - термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.
Ханака сооружена по указанию эмира Тимура в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави, умершего в XII в. Официальная история Тимура "Книга побед" ("Зафар-наме") связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1397 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Согласно "Книге побед", именно во время пребывания в городе Ясы Тимур дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.

Комплекс Ходжи Ахмеда Ясави

Ханака

Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз - мера длины, равная 60,6 см). В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства. Осуществление указа о сооружении возлагалось на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире делами благотворительности. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей. В их число входили проповедник, два чтеца Корана, управляющий имуществом, водонос, садовник и уборщик. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: "Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом эмира Тимура Гургана... - да продлит аллах его повеления на века!".
Указания Тимура о строительстве исполнялись неукоснительно. По преданию, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее Ахмеда Ясави прекратились. Незаконченными остались портальная часть (пештак) и отделка интерьеров некоторых помещений здания.
Как было сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави - многофункциональное сооружение, включающее целый ряд помещений: джамаатхану - зал для собраний, усыпальницу - место захоронения Ахмеда Ясави, мечеть, большой и малый аксараи - помещения для совещаний, диспутов; китабхану - комнату для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхану - помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхану - комнату с колодцем; худжры - комнаты для служителей ханаки и паломников. Композиционно все помещения ханаки сгруппированы в прямоугольник размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м. Купола и арки портала возвышаются до 38 м.
Главным помещением в архитектурной композиции постройки является усыпальница Ахмеда Ясави, расположенная в глубине здания. Над входом в усыпальницу сказано: "Повелел построить эту священную усыпальницу - "раудат" (дословно - сад шерифов)... амир Тимур Гурган...". Термин "раудат" принят в переводах как "усыпальница", хотя дословно с арабского языка он означает "сад", что применительно к усыпальнице должно означать "райский сад". Таким образом, усыпальница, предназначавшаяся для обитания духа похороненного здесь Ахмеда Ясави, названа райским садом. Соответственно и убранство этого помещения решено самым изысканным образом. Посреди крестообразного в плане зала установлено надгробие шейха, представляющее трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Угловые гульдасты и карниз надгробия декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Надписей на надгробии нет. Помещение перекрыто двойным куполом, внутренним высотой 17 м и наружным около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.


Мавзолей

Мечеть

В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Мечеть - единственное помещение памятника, где сохранились фрагменты настенных росписей, выполненных голубыми красками и представляющих собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные в пояски, рамы, картуши. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики.
Связывающее звено всех помещений - джамаатхана - это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. Здесь проходили собрания и групповые радения (зикры) дервишей. В центре зала находится ритуальный казан (отсюда другое, более употребляемое название зала - казанлык), отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан - символ единения и гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность казана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды - дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: "Будь благословен", год изготовления казана - 1399 и имя мастера - Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: "Царство аллаху". Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.
Благодаря полихромным глазурованным облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание выглядит нарядно. В основе декора лежит преимущественно эпиграфический орнамент. Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и выполнены канонизированным почерком сульс; особо выделены на памятнике хадисы, использованные в оформлении оконных и дверных проемов. Ковровые заполнения стен со стилизацией букв содержат часто повторяемые богословские сентенции. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, - это южный или главный фасад здания, решенный в виде гигантского портала.
Туркестанская ханака - сложное инженерное сооружение. Большой массив здания с двухсветными залами, 2-х и даже 3-ярусным расположением помещений предопределили весьма ответственные конструктивные решения. Основаниями памятника служат многослойные глиняные заливы глубиной до 1,5 м, одновременно служащие гидроизоляцией стен. Наиболее загруженные части памятника - пилоны портала, устои джамаатханы опираются на глинобитные фундаменты. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на ганчевом растворе (разновидность гипса).
Ханака Ахмеда Ясави сыграла значительную роль в формировании туркестанского некрополя, сложившегося на месте раннесредневекового кладбища, представленного несколькими надмогильными постройками и мавзолеями с традиционной ориентацией их входов на юго-запад - в направлении на Мекку. Появление ханаки предопределило формирование здесь ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается мавзолей Раби'и Султан

Hosted by uCoz