назад

История мечетей Крыма
(статья)

«1740-е годы были временем ожесточенного гонения на ислам… В Казанской губернии к июню 1744 года из 536 мечетей было разрушено 418; от полного уничтожения воздержались потому, что слух об этом мог дойти до мусульманских стран и вызвать там разрушение церквей». (Бартольд В.В., т.9, стр. 409-410)

Мечети Крыма, как позднее показало время, ожидала та же участь. В течение нескольких веков с распространением в Крыму исламского вероучения происходил исторический процесс объединения различных этноконфессиональных групп, населявших полуостров, в крымско-татарский народ. Построенные в 13-18 вв. мусульманские культовые сооружения (мечети, мадрасе) в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью нашего культурного наследия. На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Квартальные мечети были настоящими мужскими клубами. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти.

Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры, именно их строительством восточные правители и знать стремились увековечить свое имя. Потому-то в Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших эпоху средневековья, насыщенную важными историческими событиями, доносивших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов, золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имен и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий. Одно из первых упоминаний в письменных источниках о строительстве мечети в Крыму относится к 1222 г. В период правления Ала эддина Кеи-Кубада (1219-37) Румский султан в Малой Азии достиг апогея своего могущества. По повелению султана сельджукские войска под предводительством Хюсам эддина Чобан-бея высадились в Крыму, отвоевали у кипчаков город Судак, построили мечеть. Осман Акчокраклы особо отмечал, что за многовековую историю своего существования она неоднократно перестраивалась, изменялось ее предназначение. В 1423 году генуэзские миссионеры превратили мечеть в «католический храм», турки с 1475 г. снова в мечеть, а с 1783 г. в крепости располагался российский гарнизон.

В 1262 г. Ханом золотой Орды Берке и мамлюкским султаном Бейбарсом (кыпчак, выходец из Крыма, умер в 1277г.) был заключен военно-политический союз. Длительное время дипломатические отношения между обоими государствами осуществлялись через Крым. С целью укрепления авторитета ислама на полуострове по повелению султана Кала’уна (1250-90) в Крыму была построена мечеть, получившая в народе название «мечеть Бейбарса». Мамлюкский период (1250-1517) считается вершиной средневекового зодчества Египта. Султаны и вельможи состязались в строительстве великолепных дворцов, мечетей, мадрасе, госпиталей — маристанов. Этот блестящий период начался с возведения в 1285 г. огромного архитектурного ансамбля, куда вошли мечеть-мадрасе, маристан и мавзолей султана Кала’уна. Два года спустя, в 1287 г., как сообщают средневековые арабские историки Ибн ал-Форати, Ал-Макризи, «…отправлено множество разных припасов для мечети, которая строилась в Крыму (Солгат) ценою в 2000 динаров». К сожалению, мечеть не сохранилась до наших дней, но даже руины показывают монументальность построенного некогда сооружения. В связи с провозглашением ислама государственной религией Золотой Орды в 1314 г. по приказу хана Узбека в г. Крыме была построена мечеть, которая чудом сохранилась до наших дней. В Центральном государственном архиве АР Крым сохранилась копия телеграммы, направленной директором Бахчисарайского музея У. Боданинским в Крымский ЦИК, Крымнаркомпрос и Краснокрымский горсовет 27 апреля 1932 г.: «Постановлением ЦИКа начинают сносить древний памятник — мечеть Узбека, где находится музейное хранилище памятников татарской старины. Просим отменить это постановление». Самая большая в Крыму мечеть, сооруженная в честь султана Селима в г. Кефе (Феодосия), творение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана, разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезпев (Евпатория) Хан-Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова 16-18 вв. — Бахчисарай, Кезлев, Кара-сувбазар, Ор активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году –38, ныне же сохранилось лишь 8. Причем две из них действующие, одна на реставрации, а остальные пять молитвенных зданий используются под кухню интерната, жилой дом, кинотеатр «СТАРТ», колбасный цех, общество инвалидов. Карасувбазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 1786 г. — 21. В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством, Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван-сараев 17 в., двух бань –«Буюк хаммам», а также трех мечетей — «Хан-Джами», «Шор-Джами», «Буюк-Джами». Ныне в Кара-сувбазаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в 17 веке находились здания 26 мечетей, в 1786 году-21, ныне сохранилось только три. Вполне объяснимо преступное отношение колониальной, а затем советской администраций к памятникам материальной культуры одного из коренных народов Крыма. Для чиновников мусульманские культовые сооружения являлись наследием чужого им народа, вследствие чего не представляли никакой ценности.

Итак, общее количество мечетей, сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма, к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно, такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу колониальной войны, когда в Крыму «передрались» самые могущественные государства Европы (1853-56 гг.), количество мечетей сократилось до 1492.

В 1859 году с Северного Кавказа началось мощное эмиграционное движение в пределы Османской империи сотен тысяч горцев, потерпевших поражение в длительной войне с Российской империей и не желавших остаться покоренными на завоеванной порабощенной родине. В 1860-62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, также эмигрировали в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты. Целенаправленная политическая акция царского режима обернулась национальной трагедией для крымских татар. К.Ханацкий в «Памятной книге Таврической губернии» (1867г.) показал масштабы этой трагедии: «в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 душ. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симферопольском уезде выселилось татар за границу 17459 душ из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу. В Феодосийском уезде эмиграция татар происходила из 67 деревень, из которых 14 совершенно опустели. Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 душ и размещавшихся в 196 деревнях, из которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами».

В связи со значительным сокращением населения и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, в 1890-м еще меньше — 737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончания Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!). Таким образом, одним из итогов российской колониальной политики в Крыму (1783-1917 гг.) стало уничтожение около тысячи мусульманских культовых сооружений.

С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Контроль за деятельностью религиозных организаций и обществ осуществляла Комиссия по вопросам культа при Крым. ЦИКе и НКВД. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды и гонениями на священнослужителей мусульманские молитвенные здания в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно-технического состояния закрывались, обветшалые постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы-читальни и т. д.

В следующем 1938 году и эти 23 мечети были закрыты, а с 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступает период, когда по возможности уничтожается все, что могло напоминать о народе Крыма, — кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика и т.д.

Ибрагим Абдуллаев

 

Hosted by uCoz