назад

Религия Крыма

По древним предания крымских татар ислам в Крыму был распространен сподвижниками пророка Мухаммеда - Малик Аштером и Гази Мансуром, жившим в первом веке Хиджры (VII век). Древнейшая датированная мечеть - 1262 г. - была построена в городе Солхате (ныне Старый Крым) выходцем из Бухары. С XIV века полуостров стал основным центром мусульманской цивилизации в Золотой Орде. Отсюда осуществлялась мусульманская проповедь среди тюрок Северного Причерноморья.

         Крымское ханство, появившееся в первой половине XV в., было исламским государством с уже достаточно древними традициями. В 1475 г. южная часть Крыма, принадлежавшая генуэзцам, была захвачена турками. Крымские ханы признали свою зависимость от османских султанов. С этого момента религиозная жизнь полуострова все более ориентируется на Турцию. В XVII в. значительную часть населения Крыма составляли эмигранты из Малой Азии, которые сохранили прочные этнические и религиозные связи с исторической родиной. Турецкий ислам оказал также сильное влияние на городское татарское население. Об этом говорит широкое распространение и авторитет турецких суфийских братств. В Крыму было множество обителей мевлевийя, последователей великого шейха Джеляледдина Руми из города Коньи. К их числу относились и некоторые крымские ханы. Едва ли не самым распространенным тарикатом в Крыму была ветвь хальветийя из малоазийского города Сивас. В то же время большую силу имели братства, чуждые Турции. Ветвь тариката накшбандийя, распространенная в Крыму, была родственна суфиям Кавказа. В XVII веке здесь сохранялась также реликтовая форма степняцкого тариката ясавийя.

Суфийские шейхи пользовались огромным авторитетом. Часто они, помимо духовного руководства, обладали военной властью и стояли во главе племенных ополчений. Современники называли крымских шейхов "в равной степени аскетами и муджахедами".

Впрочем, улемы, официальное духовенство, не отставали от шейхов в воинственности. Известно, что проповеди в Крымском ханстве были направлены "на священную войну против неверных". Это было естественно, если учесть военный характер государства, расположенного между "миром ислама" и "страной неверных", и жившего в основном за счет войны. Ученость крымских улемов была известна далеко за пределами Крыма. Большую славу имело медресе Зынджырлы, основанное в предместье Бахчисарая 1500г.

Ногайские орды, кочевавшие к северу от Перекопа, исповедовали ислам формально, сохраняя привязанность к древним языческим культам. В цивилизованном Крыму ходили анекдоты о "мусульманстве" степняков-ногаев.

К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.

Со времени включения ханства в состав империи, администрация обращала пристальное внимание на религиозную жизнь мусульман Крыма. Активно велась борьба с приверженцами чеченского шейха Мансура, объявившего газават неверным. В 1788 г. создается Таврическое Магометанское Духовное Правление с центром в Симферополе. Подбор кадров на духовные должности осуществлялся весьма тщательно. Так, в 1806 г. с санкции Александра I при помощи различных ухищрений была отведена кандидатура протурецки настроенного кандидата в муфтии. В должностях духовные лица утверждались русским губернским начальством, а муфтий и кадиаскер избирались министром внутренних дел и утверждались в должности Высочайшею властью. Предварительно, разумеется, они проходили детальную проверку на благонадежность. Официальное мусульманское духовенство Крыма (муфтий, кадиаскер, кадии, имамы, хатипы, мюдеррисы, муэззины, ходжи и ферраши) стали частью бюрократического аппарата Российской империи. На них и их семьи распространялось множество льгот.

Мусульманское Духовное Правление имело право решать вопросы правил веры: о порядке богослужения, об обрядах, о заключении и расторжении браков, о наследовании имущества. Полулегально продолжала существовать традиция избрания всем обществом наибов - помощников кадиев и мулл. Наибам поручалось исполнение обязанностей кадиев, если те не могли справиться с обязанностями сами.

Официальное духовенство делило влияние на мусульман с суфийскими шейхами. Эта "альтернативная структура" традиционно обслуживала "негосударственные" стремления правоверных. Под видом шейхов в Крыму вели пропаганду, во время обострения международных отношений, агенты Османской империи.

При мечетях, медресе и текке сохранились богатые земельные владения (вакуфы). Средствами, получаемыми от вакуфов, духовенство распоряжалось по собственному усмотрению. В 1885 г. для упорядочивания вопросов вакуфного землевладения и распределения вакуфных капиталов была Высочайше утверждена Вакуфная комиссия, просуществовавшая до 1917 г. За период с 1783 по 1917 г. общая площадь вакуфных земель сократилась с 300 до 83 тысяч десятин.

Правительство в целом добилось того, что исламское духовенство во многом стало оплотом официального консерватизма. Но эта задача осталась до конца не выполненной. Члены учрежденной в 1876 г. при МВД "Комиссии для изыскания способов удержать татарское население в Крыму" констатировали, что "полностью духовенство привлечь на свою сторону невозможно". В качестве задачи максимум провозглашалась цель "поставить наиболее влиятельных членов духовенства в такие условия, когда их интересы совпали бы с интересами правительства".

В конце XIX в. в Крыму оформилась "оппозиция" официальному мусульманскому духовенству. Крымско-татарский просветитель и издатель одной из первых в России тюркоязычных газет "Переводчик-Терджиман" Исмаил Гаспринский пропагандирует "новый метод" обучения в мусульманских школах, издает множество естественнонаучных книг для татар. Деятельность Гаспринского проходила в постоянной борьбе с сопротивлением духовенства. Ученики и последователи Гаспринского дали толчок развитию в Турции пантюркизма и активно участвовали в этом движении. Для получения образования татарская молодежь отправлялась в Османскую империю. Под влиянием идей младотурок в Стамбуле возникла организация "младотатар". После февральской революции в России многие из этих студентов пытались реализовать свои идеи в Крыму.

25 марта 1917 г. Всекрымский Мусульманский Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Во главе его стал первый демократически избранный муфтий Крыма Нуман Челебиджихан. Было объявлено о переходе вакуфов под юрисдикцию Мусисполкома, провозглашено равноправие женщин. В стенах Зынджырлы-медресе открывается институт.

В июле 1917 оформилась татарская националистическая партия "Милли фирка". Одним из пунктов ее программы было изменение институтов религиозного управления и борьба с "мурзацко-улемскими элементами" - консервативными дворянством и духовенством. Многие ее деятели были арестованы Добровольческой армией, либо уехали в Турцию. Часть деятелей "Милли фирка" вступила в РСДРП(б) и образовала при ней "мусульманскую секцию". После разгрома Врангеля в 1920 г. ЦК "Милли фирка" заявил Крымскому Ревкому о признании Советской власти. Советская Россия была признана "первым верным и естественным союзником угнетенного мусульманства". Утверждалось, что мусульмане должны идти к коммунизму собственным путем и предполагалось, что в ведение партии будут переданы татарские религиозные и просветительские дела. Однако вскоре "Милли фирка" была запрещена.

Решением ВЦИК и СНК в 1921 г. создается Крымская АССР. Одной из целей создания автономии было превратить Крым в плацдарм для распространения революции на Турцию и Ближний Восток.

В 1924 г. в Симферополе было создано Крымское Центральное Мусульманское народное Управление религиозными делами. Председательствовал в этом учреждении муфтий, избиравшийся сроком на 1 год. В этот период Советская власть поддерживала дружественные отношения с мусульманами, в то же время, подавляя Православную Церковь. Мусульманскому управлению было разрешено создание "религиозно-прогрессивного" журнала "Асты мусульманлык". Однако в конце 1924 года началось изъятие из библиотек религиозной литературы. В конце 20-х гг. на ислам обрушились репрессии. Начинается снос мечетей, закрываются медресе.

В 1926 г. Президиум ВЦИК запретил мусульманское вероучение к преподаванию на всей территории СССР. Вскоре ГПУ Крыма сообщало: "По имеющимся у нас сведениям, в связи с введением в школах естествознания и упразднения преподавания Корана, большинство татар очень неохотно отпускают в школу своих детей". В селах Крыма происходили волнения, татары требовали прекратить преследования верующих. Репрессии на ислам достигли апогея в конце 30-х гг. К 1940-му году были закрыты почти все мечети, разрушены мавзолеи святых. Активное участие в этом принимали татары-комсомольцы. В 1937 г. НКВД Крымской АССР арестовал по делу так называемой "Идель-Уральской организации" 100 человек из мусульманского духовенства. 99 из них были расстреляны.

Немецким войскам, занявшим Крым в 1941 г., запрещались неоправданные действия против мусульманского населения, командование требовало уважительного отношения к религиозным традициям татар. Вновь открылись мечети и религиозные школы. Всего за время оккупации в Крыму было открыто 250 мечетей, зарегистрировано 400 мусульманских духовных лиц.

После освобождения Крыма от немецких войск в мае 1944 г. крымские татары были выселены в отдаленные регионы СССР. В местах расселения татар в Средней Азии органами безопасности создается мощная агентурно-осведомительная сеть. Заметное место в агентурной сети НКВД-МВД-КГБ занимало духовенство. В Узбекистане, по данным правоохранительных органов, в 1950-е гг. среди духовных лиц было завербовано 43 агента и 29 осведомителей - треть всего духовенства. Вероятно, подобное положение существовало и позже.

После возвращения
Массовое возвращение татар в Крым, начавшееся в конце 80-х, совпало с "религиозным бумом" в Советском Союзе. Возвратившиеся в Крым мусульмане, естественно, встретили здесь почти полное отсутствие следов того, что полуостров был когда-то "землей ислама". В Крыму не было ни одной действующей мечети. Несколько зданий мечетей, служивших музеями или использовавшихся под хозяйственные нужды, были переданы верующим. В настоящее время в Крыму зарегистрировано 186 мусульманских общин, действует 75 мечетей. Большинство мечетей - приспособленные постройки, ведется строительство новых. Этим занимаются преимущественно единоверцы татар из Турции, а в последнее время и из Саудовской Аравии. Финансирование поступает от различных мусульманских благотворительных фондов.

Помощь в подготовке духовенства оказывает министерство по делам религии Турции. В Крыму постоянно работает несколько его представителей, открыты два медресе (в Симферополе и Азовском). В религиозных лицеях и Вузах Турции обучаются несколько десятков юных крымских татар. Также крымские татары обучаются в религиозных учебных заведениях ряда арабских стран: Саудовская Аравия, Ливан, Пакистан, Сирия и др.

Практически все крымские татары считают себя мусульманами. Было несколько случаев обращения татар в протестантство и иеговизм. Эти случаи болезненно воспринимаются общественностью. Религиозная грамотность в то же время остается на низком уровне, но с каждым годом интерес к Исламу растет .

Е.Бахревский, А.Ефимов, Д.Золотарёв

 

Hosted by uCoz