назад

 Ислам за рубежом (новости)

Греческая православная церковь препятствует строительству мечети в Афинах Ислам в Канаде  
В Болгарии впервые мусульмане включены в состав правительства Ислам и мечети Малайзии
Ислам в Швейцарии Долгий путь мусульман Испании
Мусульмане Зимбабве Мусульманская Америка

Греческая православная церковь препятствует строительству мечети в Афинах
[16.09.2003] 

Намерение правительства Греции построить мечеть в столице страны натолкнулось на противодействие Греческой православной церкви. Это поставило в трудное положение греческое правительство, которое надеялось завершить строительство к началу Олимпиады-2004. Сегодня 120-тысячная мусульманская община Греции имеет в своем распоряжении несколько мечетей на севере страны, мусульмане же столичного региона вынуждены тесниться в магазинах и гаражах. Разгоревшийся скандал ярко осветил тот факт, что на сегодняшний день Афины - единственная европейская столица, в которой мусульманам не выделено надлежащее место для молитв.

«Афинская мусульманская община увеличивается, - говорит в интервью газете Mail&Guardian министр иностранных дел Греции Георгиос Папандреу. - Необходимость возведения мечети в столице становится неотлагательной. И это соответствует духу мультикультурной демократической Европы».

Однако 20 тысяч жителей столичного пригорода Пеании, где планируется возвести мечеть, думают по-другому. Их поддерживает Греческая православная церковь, призвавшая правительство перенести строительство в другое место, «дабы не создать у гостей греческой столицы неверного впечатления о преимущественно христианской стране». А на этом «чрезвычайно просматриваемом» месте правительству рекомендовано возвести церковь, чтобы выразить, по словам архиепископа Христодулоса, «греко-православный след народа». Еще более пагубным считает греческая церковь намерение правительства построить рядом с мечетью исламский образовательный центр. «Опыт других европейских стран говорит нам, что подобные центры несут опасность», - заявляет архиепископ.

 В Болгарии впервые мусульмане включены в состав правительства
(25.07.2001)

София (Болгария). Впервые за всю историю, в состав болгарского правительства включены мусульмане. Они назначены на посты Министров сельского хозяйства и по чрезвычайным ситуациям. Мусульманами также являются помощники Министров финансов, экономики, строительства, окружающей среды и обороны.
В стране с 9.000.000 населением, 3.000.000 болгар являются мусульманами. В период коммунистического режима мусульмане Болгарии подвергались преследованиям. Их собственность была национализирована, а их мусульманские имена заменялись на христианские. Зачастую они были вынуждены эмигрировать, так, например, в 80-е годы не менее 320.000 болгарских мусульман покинули родину и попросили убежище в Турции. После падения коммунистического режима мусульманам было разрешено носить мусульманские имена, однако процесс эмиграции продолжился ввиду тяжелого экономического состояния страны.
Ислам пришел в Болгарию в 1383 году с Османской империей, где ее представители правили в течение 495 лет до 1878 года. Из 30 мечетей, находившихся в Софии, сейчас осталась только одна.

Ислам в Швейцарии
(23.07.2001)

Женева (Швейцария), 23 июля. На сегодняшний день в Швейцарии Ислам является второй наиболее распространенной религией после христианства. В стране сейчас насчитывается около 200.000 мусульман, пять процентов из которых, чистые швейцарцы, принявшие Ислам.
Президент Мусульманской Лиги Швейцарии доктор Мухаммад Кармус отметил, что за последние три года в стране отмечен рост мусульманской активности, в частности появились новые исламские организации, которые способствуют более широкому распространению Ислама. Сама Мусульманская Лига Швейцарии организует курсы по обучению Шариату, проводит ежегодные конференции и устанавливает связи с другими исламскими организациями, имеющими те же цели.

В Финляндии проживают 20 тысяч мусульман, эмигрировавших в страну из двенадцати стран. Следует отметить, что в Финляндии имеется татарская община, представители которой обосновались здесь еще в XIX веке. Как сообщил Международному Исламскому Агентству Новостей заместитель председателя Союза мусульманских союзов и организаций Финляндии Аляутдин Махер, старейшей организацией Финляндии считается официально зарегестрированная Исламская лига. Она занимается строительством мечетей, медресе, при ее попечении действует единственный в стране мусульманский детский сад. 

Председатель союза мусульманских союзов и организаций отметил, что Исламская лига Финляндии организует мероприятия по призыву к Исламу жителей Финляндии. С этой целью организация издает ежемесячный журнал на финском языке. Каждый год Исламская Лига созывает конференцию, для участия в которой приглашает крупнейших мусульманских ученых и мыслителей. Аляутдин Махер сказал агентству, что мусульмане Финляндии нуждаются в мечетях, медресе, помещениях для проведения лекций и встреч, исламских библиотеках.

Мусульмане Зимбабве
(13.4.2001)

В Зимбабве проживают 200 тысяч мусульман. Крупнейшими мусульманским организациями страны являются Совет мусульманских ученых, Высший совет по исламским делам и Общество мусульман Зимбабве. В Зимбабве действуют более ста мечетей, при которых окрыты медресе для желающих изучать арабский язык и Коран.
Ислам пришел в Зимбабве в седьмом веке. В 1888 году мусульман здесь насчитывалось более миллиона. В результате репрессивной политики британских колонизаторов большая часть мусульман погибла, многие умерли от голода.  

Ислам в Канаде
(5.4.2001)

В Канаде Ислам официально признан второй религией после христианства. За последние десять лет количество мусульман этой страны возросло почти в два раза. В Канаде сейчас проживают 650 тысяч мусульман. Как сообщил специалист в области социологических исследований мусульманин Давид Хасан Хамдани, в Канаде функционируют 16 медресе.
Также он сказал, что значительно возросло влияние мусульман на общественно-политическую жизнь страны. Нередко на конференциях и встречах представителей мусульманских организаций присутствуют глава и члены правительства Канады. Хасан Хамдани отметил, что мусульмане Канады являются,главным  образом, выходцами из Азии и Африки.

Ислам и мечети  Малайзии
(28.10.2005)
Ислам был привезен в Малайзию мусульманскими купцами и торговцами с Ближнего Востока и из Индии в начале 14 столетия. Однако его рост шел наиболее быстро в начале 15 века, во время господства Малаккского султаната.
Из центра этого государства Ислам распространился во все уголки Малаккского полуосторова, а сам город стал важным религиозным центром. В то время было построено много мечетей в ставшем к тому времени традиционном архитектурном стиле.
В них совершались молитвы, велась образовательная и другая деятельность. Архитектурный стиль, а также материалы, из которых строились мечети, были аналогичны тем, которые применялись при строительстве домов малазийцев. Они сооружались на сваях и были в основном деревянными. При возведении как домов, так и мечетей в то время часто использовались солома и глиняная черепица для крыш.
К 15 столетию многочисленные торговцы-мусульмане осели во многих частях Малаккского полуострова, где построили свои храмы и медресе. Мечети индонезийских, индийских, яванских, пакистанских и арабских общин, проживающих в Малайзии, были выполнены в различных архитектурных стилях.
Позднее, когда наступил период колониального господства португальцев, датчан и британцев, много мечетей строилось по приказу местных султанов. Почти все они отличались разнообразием архитектуры, которое, к сожалению, было утрачено при возведении мечетей после обретения страной независимости в 1957 году.
Их купола могли быть выполнены в форме луковицы или же шпиля. Можно было встретить различного вида колонны, пилястры, остроконечные арки, замковые камни, фронтоны и лепнину на карнизах и капителях.
Все эти мусульманские храмы, находящиеся в стране, где проживает 22 миллиона мусульман, большинство из которых составляют сунниты, поражают разнообразием цветов и размахом фантазии. Среди них – старейшие мечети, сохранившиеся со времен колонизации, например, прекрасная Тенгкера, мечеть в штате Малакка, построенная в 1728 году.
В связи с тем, что на протяжении столетий в Малайзии складывалось огромное мусульманское сообщество, сейчас мечеть можно найти практически в любом городе или селении страны. Разнообразие архитектурных стилей этих мечетей отражают ее этническое и историческое многообразие.
Однако среди мечетей Малайзии особенно выделяются своими колоссальными размерами современные, построенные после приобретения независимости в 1957 году.
Тот факт, что эти мечети огромны по своим размерам, объясняется большим влиянием Ислама в Малайзии и той серьезностью, с которой население страны подходит к религии. В связи с этим мечети собирают очень большое количество прихожан. Так, на пятничных проповедях в Национальной мечети в центре Куала-Лумпура часто присутствуют до 15 тысяч человек – максимальное количество, которое способен вместить этот храм.
Однако это – не так уж много по сравнению со знаменитой на весь мир мечетью султана Абдул-Азиза в Шах-Аламе, столице штата Селангор. Строительство данного храма, который часто называют Голубой мечетью или Мечетью голубых минаретов, было завершено в 1989 году.
Эта мечеть крупнейшая в Юго-Восточной Азии. Она способна вместить 24 тысячи посетителей. Гордостью Голубой мечети являются самые высокие в мире минареты и огромнейший купол.
Ширина этого купола, выполненного в голубых и серебряных тонах, составляет 51.2 метров, а его высшая точка находится на высоте 106.7 метров над землей. Высота четырех окружающих купол минаретов составляет 142.2 метра. Снаружи и изнутри купола, а также на стенах главного молитвенного зала можно увидеть каллиграфию, выполненную известным египетским мастером шейхом Абдель-Маниймом Мухаммадом Али аль-Харкави, которому помогали местные каллиграфы.
Безусловно, размеры и масштабность дизайна Голубой мечети, а также других подобных храмов, таких, как мечеть Ибаи, известной также под названием Плавающая мечеть – построенной как будто бы на воде в устье реки в восточном прибрежном городе Куала-Тренгану – отражают своеобразие архитектуры Малайзии. Но в то же время они свидетельствуют и о своеобразном так называемом «ближневосточном комплексе неполноценности», свойственном жителям этой страны.
Во многих областях, а не только в архитектуре, например, в области Шариата и исламских финансовых институтов, Малайзия часто считается страной, идущей по стопам мусульманских государств Ближнего Востока, в то время как она могла бы сделать большой рывок вперед и пойти по пути создания своей собственной научной школы в изучении религии и своей собственной исламской культуры. Именно поэтому новые мечети Малайзии, вместо того, чтобы воплощать особенности архитектуры и технические достижения этой страны, как это могло бы случиться, пытаются быть увеличенными копиями мечетей Стамбула, Мекки и Дамаска.
Хотя в последнем утверждении содержится большая доля правды, но, по крайней мере, Национальная мечеть соответствует духу малазийского народа в большей степени, чем многие другие храмы. Ее уникальный дизайн является современным воплощением традиционного исламского искусства архитектуры и каллиграфии.
Эта мечеть была построена в 1965 году. Ее самой поразительной чертой является складчатая крыша, похожая на зонтик, а также минарет своеобразного стиля, возвышающийся на 71.6 метров – все это символизирует стремление народа к независимости. Более того, открытые прихожие Национальной мечети и длинный бассейн с водой отражают особый климат Малайзии более, чем другие мечети.
Даже Розовая мечеть – жемчужина Путраджайи, нового административного центра Малайзии, города, построенного недалеко от Куала-Лумпура за последние 10 лет, в котором расположилось правительство, более традиционна по своему стилю, хотя производит не меньшее впечатление.
В то время как при строительстве мечетей в будущем, вероятно, большее внимание будет уделяться дизайну и стремлению отразить особенности культуры и характера малайцев, над чем будут трудиться местные специалисты, современные мечети, построенные в подражание мечетям Ближнего Востока, тем не менее, стоит увидеть. Они остаются потрясающими примерами исламского стиля и грандиозны по своему масштабу.
Долгий путь мусульман Испании
Среди европейских стран именно в Испании присутствие мусульман было самым продолжительным. После восьми веков кровопролитной войны исламское государство Аль Андалус (711-1492) было в конце концов повержено крестоносцами из Испании и других стран. Но оно успело пустить глубокие корни в культуре южной Андалузии и всей страны. Из всех европейских языков испанский подвергся наибольшему влиянию со стороны арабского. Всего в испанском языке насчитывается около 6000 слов, пришедших из арабского.
В 70-е годы, после более чем 500 лет затишья и со свержением диктатуры Франко, Ислам начал свое медленное возвращение на испанскую землю. Конституция 1978 года положила конец монополии католичества, длившейся пять столетий. В 1980 году парламентом был принят закон о свободе вероисповедания. Он давал возможность некатолическим религиозным сообществам законно действовать и развиваться на территории страны.
В это время исламские общины начали появляться на территории Андалузии, южного региона, в котором Ислам сохранился дольше всего и где сохранились многочисленные памятники мусульманской эпохи, такие как мечеть в Кордове, дворец Альгамбра в Гренаде и башня Джиральда в Севилье. Часть этих общин была основана жителями Андалузии, которые стали изучать свое прошлое – и в результате пришли к Исламу. Гренада, красивый город и последняя столица мусульманского государства, явилась важнейшим центром возрождения Ислама в Испании.
Другую группу составляли студенты с Ближнего Востока, в особенности из Сирии и Палестины, которые начали приезжать в Испанию в 70-е годы. Кроме того, Саудовская Аравия открыла важные центры Ислама, такие как мечеть в Марбелле, курортном городе на побережье Средиземного моря, для мусульман из стран Персидского залива, приезжающих в Испанию по делам или в отпуск. После Гренады Ислам распространился и на Мадрид, Барселону и другие города.
Помимо интереса к истории Испании, популярности Ислама способствовало увеличение числа поездок в мусульманские страны, особенно в Марокко и Турцию, а также распространение мусульманских книг, включая те, которые были написаны в андалузскую эпоху. Начиная с 70-х годов, около 20 тысяч испанцев обратились в Ислам, причем половина из них женщины. Инициативная группа из женщин-мусульманок проявила большую активность, организовав три важных конгресса. Последний проходил в Кордове в марте прошлого года. В настоящее время в Испании насчитывается примерно 500 тысяч мусульман.
В 80-е годы в Испании наблюдался уверенный рост марокканских иммигрантов. Сейчас 90 % мусульман в Испании- это марокканцы или испанцы марокканского происхождения. Также действуют общины мусульман из Алжира и Сенегала.
Одним из основных требований сообщества испанских мусульман является преобразование статуса мечети в Кордове (которая была превращена в католический собор после захвата города христианскими королями в 13 веке и недавно объявлена ЮНЕСКО мировым культурным наследием) – в здание, предназначенное для сугубо религиозных целей, где католики и мусульмане смогли бы проводить свои молитвы. Однако это требование было отвергнуто городской католической епархией, стремившейся помешать мусульманам молиться в мечети. Во время последнего конгресса в Кордове несколько мусульман, пришедших в мечеть и совершавших там молитву, были потревожены охранниками, которых нанял епископ.
Еще одно требование мусульман заключается в эффективной работе соглашения 1992 года, подписанного между испанскими властями и представителями мусульманских, еврейских и протестантских общин. Это соглашение явилось историческим для Испании. Парламент утвердил его в качестве закона. Соглашение признавало определенные права за людьми и общинами некатолической веры – права, которыми до того момента обладала лишь католическая церковь, например, возможность преподавания в государственных школах, работа в тюрьмах, казармах и больницах с последующим предоставлением религиозной поддержки. Но, несмотря на статус закона, это соглашение не было приведено в действие испанскими властями, поэтому католическая церковь сохраняет за собой множество привилегий. Государство выделяет деньги из бюджета только для католической церкви, хотя по Конституции Испания не является страной одной конфессии. Поэтому мусульмане в Испании должны еще пройти долгий путь, чтобы получить права, принадлежащие им, как испанским гражданам.
Юсуф Фернандес, Мадрид

Hosted by uCoz