назад

ТАДЖИКИСТАН

Население Таджикистана – шесть миллионов человек, и мусульмане составляют 90% из них. Большинство мусульман строго соблюдают предписания Ислама.
ИСФАРА, город (с 1952) в Таджикистане, Худжандская (бывшая Ленинабадская) обл., на р. Исфара. Железнодорожная станция. 35,5 тыс. жителей (1991). Известен с 16 в. Близ Исфары мечеть-намазго Абдуллахана (16 в.), остатки средневековой крепости Калаи-Боло, в селении Чорку мавзолей Хазрати-Баба (10-12 вв.).
КАНИБАДАМ, город в Таджикистане, Худженская обл., близ железнодорожной станции Канибадам. 38,8 тыс. жителей (1991).  Возник в 9-10 вв., впервые упоминается в 1463. 2 медресе 16-17 вв., квартальные мечети с традиционной резьбой и росписью.
КУЛЯБ, город (с 1934) в Таджикистане, в долине р. Яхсу, в 202 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей (1991).  Мавзолей Мир-Сеид-Хамадани (14-17 вв.).
ХУДЖАНД (до 1936 Ходжент, 1936-91 Ленинабад), город на севере Таджикистана, центр Ленинабадской обл., на р. Сырдарья.  Известен с 7 в. Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслехетдина (17-18 вв.)

Большая часть таджиков являются суннитами ханафитского мазхаба. Исключение составляет население Горного Бадахшана (ваханцы, шугнанцы, рушанцы, язгулемцы - особые восточно-иранские этносы, приверженные исмаилизму - крайнему шиитскому направлению ислама). Таджикистан делится на четыре основных региона: два горных - Гармский и Бадахшанский, и два равнинных - Кулябский и Ходжентский, население которых можно считать особыми субэтносами таджикского народа. Большая часть активистов исламского подполья (Давлат Усмон, Химматзода, Саид Абдулло Нури) происходила из традиционных таджикских семей Гармского района, они зачастую даже плохо владели русским языком. В начале перестройки группу исламистов возглавил блестяще образованный мусульманский священнослужитель Акбар Тураджонзода, тогдашний казиколон (глава мусульман) Таджикистана, принадлежащий к суфийскому тарикату Кадирийа. В 1992 г. противостояние между исламистами и их противниками в Таджикистане вылилось в кровопролитную гражданскую войну. Фактически исламские лозунги использовались в тот момент широкими слоями населения как форма социального протеста. В 1996 г. совместными усилиями России и Ирана удалось добиться мирного соглашения между правительством Таджикистана и Движением исламского возрождения (ДИВТ). Лидеры оппозиции признали, что построение исламского государства в Таджикистане в настоящих условиях невозможно. Представители исламской оппозиции вошли во властные органы, начался процесс возвращения беженцев. Вместе с тем, в отдельных районах страны сложились исламские мини-республики (в Тавильдаринской зоне под руководством полевого командира Мирзо Зиеева, в Джиргитальском районе под руководством Мулло Абдулло). Кроме того, за годы вооруженного противостояния сложились прочные связи оппозиционеров с зарубежными исламскими организациями, в том числе «ваххабитской» направленности. Было бы неправильно отождествлять всех таджикских исламистов с «ваххабитами», однако часть полевых командиров, в частности, в Джиргитальском и Хайётском районах им симпатизирует. Дальнейшая нормализация обстановки в стране будет зависеть от того, в какой степени его руководству удастся найти правильную концепцию экономического и духовного развития Таджикистана, а также от того, насколько активно пойдут процессы интеграции в Центральной Азии и в рамках СНГ.

Каждую пятницу до 3-х тысяч женщин из близлежащих районов и из столицы отправляются в мечеть кишлака Туркобод Вахдатского района (27 км восточнее Душанбе), и всякий раз их встречает милиция и отправляет обратно
Туркободская мечеть - одна из самых крупных в Таджикистане - была построена на деньги одного из бывших лидеров ОТО Ходжиакбара Тураджонзода – брата нынешнего имама.
Одной из главных мусульманских святынь Таджикистана является мечеть Хозрати-Шо в Истаравшане.
Сегодня Истаравшан является подлинным архитектурным запо ведником. В конце 80-х годов прошлого века уникальную часть старого города с сохранившейся позднесредневековой застрой кой было решено сохранить и создать на ее основе музей. Конечно, реконструкция старой части города затронула и его центр. Здесь построены многоэтажные жилые дома, гостиница, административно-общественный центр, магазины. Однако это не мешает бережно сохранять памятники старины. К 2500-летию города был отреставрирован мавзолей Сари Мазор, медресе мечеть Кок Гумбаз, мазар во дворе мечети Хавз и Сангин, мечети Намазгах, Хазрати Шах, Чоргумбаз, крепость Мугтеппа и др. В целом восстановлены и отреставрированы 15 исторических памятников, а также отремонтированы рынок, гостиница, библиотека, дворец культуры, дом литераторов, исторический музей, дворец молодежи, административные здания. Благоустроены улицы и площади города, расширены и заасфальтированы дороги. Похорошевший и расширивший свои границы, нынешний Истаравшан важный экономический, индустриальный, аграрный и культурный центр Таджикистана. Устремленный в будущее, он быстро развивается и в то же время чтит свою историю, бережно сохраняя ее памятники.

Самыми большими соборными мечетями по количеству прихожан являются "Мавлоно Якуби" в Душанбе и "Шейх Муслихиддин" в Худжанде.
Также основными исламскими достопримечательностями являютяся в Ура-Тюбе: мечеть Кок-Гумбаз (16 в.), культовый ансамбль Сари-Мазар (16-19 вв.); мавзолеи в Худжанде, Кулябе, Чорку, мечеть Абдуллахана (16 в.) в Исфаре.
На сегодняшний день в РТ действуют 250 соборных мечетей, 20 медресе.


Ходжент

Кайраккум

Ходжент

Кайраккум

 
Hosted by uCoz