назад

Мечети Татарстана

Мечеть Кул-Шариф

Фотогаллерея

Перечень мечетей Казани

 

Минарет в Булгарах

Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.
Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства в XVI в. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.
Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Имело место разрушение мечетей, особенно за полтора года, прошедших после издания сенатского указа в ноябре 1742 г. "О недопущении в Казанской губернии строить мечети:", в Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей.
В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан. Сельская культовая архитектура продолжала существовать в формах деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Выход из светового фонаря на круговой балкон располагается на южной стороне. Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. Причем в последних случаях при анфиладном расположении помещений вход устраивался ближе к северо-западному или северо-восточному углу.

Мечеть Кул Шариф (г.Казань, Кремль). Строительство началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект". Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.
cм. также
Мечеть Кул-Шариф

В правление Екатерины II религиозная политика самодержавия по отношению к мусульманам России существенно пересматривается. В 1773 году за исламом официально признан статус терпимой религии, а затем издан целый ряд указов, ослаблявших прежние гонения на мусульманских священнослужителей. В 1788 году учреждено Духовное собрание, в чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней России.
Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы Екатерины II.
Это были кирпичные одно - двухзальные мечети с хозяйственным подклетом или первым этажом и с минаретом на крыше. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII - первой трети XIX веков этот тип мечетей возводился в строгих формах классицизма. Это мечети "Иске Таш", Галеевская, мечеть N11, "Голубая" в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке. В Казани не было ни одной мечети, расположенной на площади.
В 1844 году был принят новый образцовый проект татарской мечети в виде купольного объема с торцовым примыканием минарета с северной стороны и входом через его нижний ярус.

Мечеть "Нурулла" (г.Казань, ул. Кирова). Другие названия: "Сенная", "Юнусовская", "Седьмая соборная". Построена в 1845-1849гг. по проекту архитектора А.К.Ломана коммерции советниками братьями Ибрагимом и Исхаком Юнусовыми.

Мечеть Марджани. (г.Казань, ул. Насыри, 17.) Другие названия: "Первая соборная", "Юнусовская". Одна из первых после 1552г. каменных мечетей в Казани построена с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770гг. В 1850-1889гг. имам-хатибом мечети был выдающийся религиозный и общественный деятель Шигабутдин Марджани.

На базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. В ее облике отразились романтические искания в архитектуре того времени. Со строительством этой мечети в татарской культовой архитектуре начался период эклектизма. По этой схеме в течение второй половины XIX в. с сочетанием различных архитектурных форм и элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети в Казани, Первая соборная мечеть в г. Чистополе, мечети в д.Качимир и д.Казылино Кукморского района и др.
События первой русской революции 1905 г. оказали влияние на подготовку и введение в России закона о свободе совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей. Если в 1856 году в 18 губерниях, находившихся под началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ и 5607 душ священнослужителей, то через полвека, в 1912 году численность имам-хатибов возросла до 12341 душ и почти вдвое увеличилось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был рост конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе и мектебов. В конце XIX - начале XX вв. получил распространение новый стиль "модерн". По некоторым данным, еще в 1914 году был разработан проект мечети в стилевых формах модерна, претворенный в 1924 году в Закабанной мечети. В Казани это была последняя мечеть, завершившая дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. В селах строительство культовых сооружений продолжалось местами до начала 1930-х годов. В советский период был нанесен непоправимый урон преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено с разрушением минаретов большое количество мечетей.
С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с северного торца над входом, но и традиционные формы, и декор (мечети с. Нурлат, с. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" в Казани). К этой же группе относятся мечети, в которых традиционные формы несколько стилизованы под современные с минимумом деталей и своеобразными членениями. Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, новых композиционных схем, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многоминаретной мечети.
Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной из которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий с дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе).

Мечеть д.Асан-Елга (Кукморский район). Построена, предположительно, в конце XVIII века народными мастерами. Практически единственный из сохранившихся до наших дней памятников татарского деревянного культового зодчества конца XVIII века.

Султановская мечеть (г.Казань, ул. Тукая, 14/19). Другие названия: "Мечеть Зиганши", "Усмановская", "Восьмая соборная", "Красная". Построена в 1867г. в стиле эклектики национально-романтического направления с мотивами булгарской архитектуры в решении минарета. Первый намаз в мечети прочитал Ш.Марджани.

Предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, булгарской и татарской народной архитектуры. Это мечети "Тан" в городе Менделеевске, "Абузар" в городе Набережные Челны, "Хузайфа Ибн аль-Ямани" в Казани и другие. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения их пластически выразительными завершениями нашла свое воплощение в возводимой в г. Набережные Челны мечети "Ихлас", мечети "Кул Шариф" в г. Казани и др. В республике складывается своеобразная мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков ее современного лица.

Интерьер Альметьевской мечети

Интерьер Азимовской мечети

Интерьер мечети  "Таубе" в Набережных Челнах

Прекрасную книгу с названием "Мечети Татарстана" создал коллектив авторов Института Истории АН Татарстана 
( Хайрутдинов Р.Р., Салихов Р.Р.)  В книге дано описание и история  мечетей всех районов и городов Татарстана. 
А их фотографии как бы дают живое представление об этих архитектурных сооружениях. И надо отдать должное авторам - они выполнили большой труд по сбору  и систематизации мечетей ТР.

 
Hosted by uCoz