По древним
предания крымских татар ислам в
Крыму был распространен
сподвижниками пророка Мухаммеда -
Малик Аштером и Гази Мансуром,
жившим в первом веке Хиджры (VII век).
Древнейшая датированная мечеть - 1262
г. - была построена в городе Солхате (ныне
Старый Крым) выходцем из Бухары. С XIV
века полуостров стал основным
центром мусульманской цивилизации
в Золотой Орде. Отсюда
осуществлялась мусульманская
проповедь среди тюрок Северного
Причерноморья.
Крымское ханство, появившееся в
первой половине XV в., было исламским
государством с уже достаточно
древними традициями. В 1475 г. южная
часть Крыма, принадлежавшая
генуэзцам, была захвачена турками.
Крымские ханы признали свою
зависимость от османских султанов.
С этого момента религиозная жизнь
полуострова все более
ориентируется на Турцию. В XVII в.
значительную часть населения Крыма
составляли эмигранты из Малой Азии,
которые сохранили прочные
этнические и религиозные связи с
исторической родиной. Турецкий
ислам оказал также сильное влияние
на городское татарское население.
Об этом говорит широкое
распространение и авторитет
турецких суфийских братств. В Крыму
было множество обителей мевлевийя,
последователей великого шейха
Джеляледдина Руми из города Коньи. К
их числу относились и некоторые
крымские ханы. Едва ли не самым
распространенным тарикатом в
Крыму была ветвь хальветийя из
малоазийского города Сивас. В то же
время большую силу имели братства,
чуждые Турции. Ветвь тариката накшбандийя,
распространенная в Крыму, была
родственна суфиям Кавказа. В XVII веке
здесь сохранялась также реликтовая
форма степняцкого тариката ясавийя.
Суфийские
шейхи пользовались огромным
авторитетом. Часто они, помимо
духовного руководства, обладали
военной властью и стояли во главе
племенных ополчений. Современники
называли крымских шейхов "в
равной степени аскетами и
муджахедами".
Впрочем,
улемы, официальное духовенство, не
отставали от шейхов в
воинственности. Известно, что
проповеди в Крымском ханстве были
направлены "на священную войну
против неверных". Это было
естественно, если учесть военный
характер государства,
расположенного между "миром
ислама" и "страной неверных",
и жившего в основном за счет войны.
Ученость крымских улемов была
известна далеко за пределами Крыма.
Большую славу имело медресе
Зынджырлы, основанное в предместье
Бахчисарая 1500г.
Ногайские
орды, кочевавшие к северу от
Перекопа, исповедовали ислам
формально, сохраняя привязанность к
древним языческим культам. В
цивилизованном Крыму ходили
анекдоты о "мусульманстве"
степняков-ногаев.
К моменту
присоединения Крыма к России (1783 г.)
на полуострове было около 1530
мечетей, десятки медресе и текке.
После ряда эмиграционных волн из
Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г.
сократилось до 729, мусульмане стали
религиозным меньшинством в Крыму.
Со времени
включения ханства в состав империи,
администрация обращала пристальное
внимание на религиозную жизнь
мусульман Крыма. Активно велась
борьба с приверженцами чеченского
шейха Мансура, объявившего газават
неверным. В 1788 г. создается
Таврическое Магометанское Духовное
Правление с центром в Симферополе.
Подбор кадров на духовные должности
осуществлялся весьма тщательно. Так,
в 1806 г. с санкции Александра I при
помощи различных ухищрений была
отведена кандидатура протурецки
настроенного кандидата в муфтии. В
должностях духовные лица
утверждались русским губернским
начальством, а муфтий и кадиаскер
избирались министром внутренних
дел и утверждались в должности
Высочайшею властью. Предварительно,
разумеется, они проходили детальную
проверку на благонадежность.
Официальное мусульманское
духовенство Крыма (муфтий,
кадиаскер, кадии, имамы, хатипы,
мюдеррисы, муэззины, ходжи и ферраши)
стали частью бюрократического
аппарата Российской империи. На них
и их семьи распространялось
множество льгот.
Мусульманское
Духовное Правление имело право
решать вопросы правил веры: о
порядке богослужения, об обрядах, о
заключении и расторжении браков, о
наследовании имущества.
Полулегально продолжала
существовать традиция избрания
всем обществом наибов - помощников
кадиев и мулл. Наибам поручалось
исполнение обязанностей кадиев,
если те не могли справиться с
обязанностями сами.
Официальное
духовенство делило влияние на
мусульман с суфийскими шейхами. Эта
"альтернативная структура"
традиционно обслуживала "негосударственные"
стремления правоверных. Под видом
шейхов в Крыму вели пропаганду, во
время обострения международных
отношений, агенты Османской империи.
При мечетях,
медресе и текке сохранились богатые
земельные владения (вакуфы).
Средствами, получаемыми от вакуфов,
духовенство распоряжалось по
собственному усмотрению. В 1885 г. для
упорядочивания вопросов вакуфного
землевладения и распределения
вакуфных капиталов была Высочайше
утверждена Вакуфная комиссия,
просуществовавшая до 1917 г. За период
с 1783 по 1917 г. общая площадь вакуфных
земель сократилась с 300 до 83 тысяч
десятин.
Правительство
в целом добилось того, что исламское
духовенство во многом стало оплотом
официального консерватизма. Но эта
задача осталась до конца не
выполненной. Члены учрежденной в 1876
г. при МВД "Комиссии для изыскания
способов удержать татарское
население в Крыму"
констатировали, что "полностью
духовенство привлечь на свою
сторону невозможно". В качестве
задачи максимум провозглашалась
цель "поставить наиболее
влиятельных членов духовенства в
такие условия, когда их интересы
совпали бы с интересами
правительства".
В конце XIX в.
в Крыму оформилась "оппозиция"
официальному мусульманскому
духовенству. Крымско-татарский
просветитель и издатель одной из
первых в России тюркоязычных газет
"Переводчик-Терджиман" Исмаил
Гаспринский пропагандирует "новый
метод" обучения в мусульманских
школах, издает множество
естественнонаучных книг для татар.
Деятельность Гаспринского
проходила в постоянной борьбе с
сопротивлением духовенства.
Ученики и последователи
Гаспринского дали толчок развитию в
Турции пантюркизма и активно
участвовали в этом движении. Для
получения образования татарская
молодежь отправлялась в Османскую
империю. Под влиянием идей
младотурок в Стамбуле возникла
организация "младотатар".
После февральской революции в
России многие из этих студентов
пытались реализовать свои идеи в
Крыму.
25 марта 1917 г.
Всекрымский Мусульманский Съезд
избрал Временный крымско-мусульманский
исполнительный комитет (Мусисполком).
Во главе его стал первый
демократически избранный муфтий
Крыма Нуман Челебиджихан. Было
объявлено о переходе вакуфов под
юрисдикцию Мусисполкома,
провозглашено равноправие женщин. В
стенах Зынджырлы-медресе
открывается институт.
В июле 1917
оформилась татарская
националистическая партия "Милли
фирка". Одним из пунктов ее
программы было изменение
институтов религиозного управления
и борьба с "мурзацко-улемскими
элементами" - консервативными
дворянством и духовенством. Многие
ее деятели были арестованы
Добровольческой армией, либо уехали
в Турцию. Часть деятелей "Милли
фирка" вступила в РСДРП(б) и
образовала при ней "мусульманскую
секцию". После разгрома Врангеля
в 1920 г. ЦК "Милли фирка" заявил
Крымскому Ревкому о признании
Советской власти. Советская Россия
была признана "первым верным и
естественным союзником угнетенного
мусульманства". Утверждалось, что
мусульмане должны идти к коммунизму
собственным путем и предполагалось,
что в ведение партии будут переданы
татарские религиозные и
просветительские дела. Однако
вскоре "Милли фирка" была
запрещена.
Решением
ВЦИК и СНК в 1921 г. создается Крымская
АССР. Одной из целей создания
автономии было превратить Крым в
плацдарм для распространения
революции на Турцию и Ближний
Восток.
В 1924 г. в
Симферополе было создано Крымское
Центральное Мусульманское народное
Управление религиозными делами.
Председательствовал в этом
учреждении муфтий, избиравшийся
сроком на 1 год. В этот период
Советская власть поддерживала
дружественные отношения с
мусульманами, в то же время,
подавляя Православную Церковь.
Мусульманскому управлению было
разрешено создание "религиозно-прогрессивного"
журнала "Асты мусульманлык".
Однако в конце 1924 года началось
изъятие из библиотек религиозной
литературы. В конце 20-х гг. на ислам
обрушились репрессии. Начинается
снос мечетей, закрываются медресе.
В 1926 г.
Президиум ВЦИК запретил
мусульманское вероучение к
преподаванию на всей территории
СССР. Вскоре ГПУ Крыма сообщало: "По
имеющимся у нас сведениям, в связи с
введением в школах естествознания и
упразднения преподавания Корана,
большинство татар очень неохотно
отпускают в школу своих детей". В
селах Крыма происходили волнения,
татары требовали прекратить
преследования верующих. Репрессии
на ислам достигли апогея в конце 30-х
гг. К 1940-му году были закрыты почти
все мечети, разрушены мавзолеи
святых. Активное участие в этом
принимали татары-комсомольцы. В 1937 г.
НКВД Крымской АССР арестовал по
делу так называемой "Идель-Уральской
организации" 100 человек из
мусульманского духовенства. 99 из
них были расстреляны.
Немецким
войскам, занявшим Крым в 1941 г.,
запрещались неоправданные действия
против мусульманского населения,
командование требовало
уважительного отношения к
религиозным традициям татар. Вновь
открылись мечети и религиозные
школы. Всего за время оккупации в
Крыму было открыто 250 мечетей,
зарегистрировано 400 мусульманских
духовных лиц.
После
освобождения Крыма от немецких
войск в мае 1944 г. крымские татары
были выселены в отдаленные регионы
СССР. В местах расселения татар в
Средней Азии органами безопасности
создается мощная агентурно-осведомительная
сеть. Заметное место в агентурной
сети НКВД-МВД-КГБ занимало
духовенство. В Узбекистане, по
данным правоохранительных органов,
в 1950-е гг. среди духовных лиц было
завербовано 43 агента и 29
осведомителей - треть всего
духовенства. Вероятно, подобное
положение существовало и позже.
После
возвращения
Массовое возвращение татар в Крым,
начавшееся в конце 80-х, совпало с "религиозным
бумом" в Советском Союзе.
Возвратившиеся в Крым мусульмане,
естественно, встретили здесь почти
полное отсутствие следов того, что
полуостров был когда-то "землей
ислама". В Крыму не было ни одной
действующей мечети. Несколько
зданий мечетей, служивших музеями
или использовавшихся под
хозяйственные нужды, были переданы
верующим. В настоящее время в Крыму
зарегистрировано 186 мусульманских
общин, действует 75 мечетей.
Большинство мечетей -
приспособленные постройки, ведется
строительство новых. Этим
занимаются преимущественно
единоверцы татар из Турции, а в
последнее время и из Саудовской
Аравии. Финансирование поступает от
различных мусульманских
благотворительных фондов.
Помощь в
подготовке духовенства оказывает
министерство по делам религии
Турции. В Крыму постоянно работает
несколько его представителей,
открыты два медресе (в Симферополе и
Азовском). В религиозных лицеях и
Вузах Турции обучаются несколько
десятков юных крымских татар. Также
крымские татары обучаются в
религиозных учебных заведениях
ряда арабских стран: Саудовская
Аравия, Ливан, Пакистан, Сирия и др.
Практически
все крымские татары считают себя
мусульманами. Было несколько
случаев обращения татар в
протестантство и иеговизм. Эти
случаи болезненно воспринимаются
общественностью. Религиозная
грамотность в то же время остается
на низком уровне, но с каждым годом
интерес к Исламу растет .
Е.Бахревский,
А.Ефимов, Д.Золотарёв
|