назад
Мечети Москвы
Главная мечеть Москвы была
построена в центре города 101 год назад. Об этом и многом другом
рассказывает шейх Фарид Асадуллин, заведующий отделом науки Московского
муфтията.
Несмотря на тяготы военного коммунизма, Россия разыгрывала свою
геополитическую карту - Когда в Москве появилась первая мечеть? - Чтобы
ответить на этот вопрос, надо иметь представление о российской истории.
В период, когда Москва в Xiv веке входила в состав Золотой Орды,
социальная престижность всего татарского, а стало быть, связанного с
исламом, носила едва ли не абсолютный характер. На Западе Москву
называли "Татарской Московией". И любой путешественник обращал внимание
на то, что здесь очень много восточного колорита - об этом пишет,
кстати, Максим Грек, на это есть соответствующие ссылки и у историка
Худякова. И вся топография современной Москвы -
татарско-золотоордынская.
Балчуг, Арбат, Таганка, Кадашевские улицы, село Татарское (нынешнее
Крылатское), Ордынка, Китай-город - все эти названия говорят сами за
себя. Восток зримо и незримо присутствовал во всех сферах общественной
жизни, в быту москвичей. Думаю, тогда в принципе не было проблем с
возведением мечетей стационарных либо временных, шатровых.
- Но документальных свидетельств тому не сохранилось?
- Они относятся к Xix веку. В частности, в середине Xix века академик
Броссе делал раскопки в Кунцеве и обнаружил остатки культового
сооружения, датируемого Xvi-xvii веком. Рядом находился погост, и на
надгробных плитах оказалась арабская вязь - цитации из Корана. Плюс к
тому здание было четко сориентировано на юг. У Броссе родилась тогда
гипотеза, впоследствии им доказанная, что это был мусульманский храм,
возможно, спустя какое-то время переоборудованный в православный храм
или что-то другое.
Российская история была полна неожиданных изломов, и когда при Алексее
Михайловиче был окончательно сделан выбор в сторону реализации
идеологемы "Москва - третий Рим", конечно, ни о какой другой религии,
кроме православия, речи уже не было. Тем не менее Москва, как стольный
город, продолжала очень тесно взаимодействовать со странами Востока, с
Крымским ханством, с Персией, Турцией, позднее со среднеазиатскими
ханствами, с Кавказом, поэтому присутствие мусульманских послов было
некоей постоянной величиной в общественной жизни. И я склонен считать,
что, даже когда реализовывался план "Москва - третий Рим", находившиеся
в Москве мусульманские послы совершали здесь богослужения на
национальных языках, исходя из требований ислама.
- И тем не менее: первая московская мечеть?
- Татарская слобода, что в Замоскворечье, была первым градообразующим
этнопоселением в Москве. Думаю, там всегда была возможность исполнять
свои религиозные обязанности - вероятно, это происходило в домах живших
там состоятельных татар. Потом, в конце Xviii века, было построено
деревянное сооружение - оно или сгорело, или пришло в негодность. В 1805
году впервые стал вопрос о том, чтобы градоначальник Беклемишев обратил
внимание на требования татарской части населения и разрешил построить им
свой храм.
Уфимский муфтий (центр российской мусульманской религиозной жизни
располагался тогда в Уфе) специально приезжал, чтобы согласовать условия
строительства с московскими властями. Власти сначала вроде бы отнеслись
к просьбе благосклонно, но потом Митрополит Московский Платон высказал
сомнения в правильности строения иноверного храма. Вопрос был отложен, и
к нему вернулись уже после окончания Отечественной войны 1812 года,
после изгнания Наполеона. Исламские каноны говорят, что любовь к родине
- это часть твоей религии, и, по существующей версии, Александр I оценил
героизм татарских полков, прошедших всю Западную Европу, и разрешил
мусульманам иметь свою мечеть в Белокаменной. Тем не менее настоящее
строительство мечети было начато только в 1850-е годы, и только в 1881
году, когда в Москве был построен храм Христа Спасителя, мусульмане
получили возможность впервые переступить порог своей мечети. Но и тогда
власть ставила препятствия - запрещалось иметь минарет, чтобы не
вызывать волнений среди православных. Однако мечеть с минаретом была
построена.
- А Соборная мечеть?
- К началу ХХ века в Москве проживало около десяти тысяч мусульман, что
было связано с активными миграционными процессами. Это была уже совсем
другая генерация московских мусульман - социально мобильная группа
активных людей, которые вели свой промысел, держали магазины, вели
торговлю хлопком, пушниной, кожей, учились в светских учебных
заведениях. Сюда входили касимовские купцы Шеринские, Ерзины, Акчурины -
они довольно быстро нашли общий язык с городскими властями.
Землю на Выползовской улице - примерно 1 гектар - выкупила группа
мусульман, затем была оформлена дарственная в пользу Магометанского
духовного собрания. Потом последовало обращение муфтия к властям, и
великий князь Сергей Александрович в 1903 году дал разрешение на
строительство новой мечети. Она была построена в рекордно короткие
сроки: разрешение было дано в конце весны, а уже в ноябре здесь шли
богослужения. Здесь же в годы Первой мировой войны собирали
пожертвования в пользу фронта.
- Что происходило с этими мечетями в советское время?
- Московская соборная мечеть осталась единственным мусульманским храмом,
который не был ни разрушен, ни превращен в военкомат или что-то
подобное. По моей догадке, сталинский режим, особенно после принятия
Конституции 1936 года, нуждался в зримых примерах того, что с
веротерпимостью в Советском Союзе все в порядке.
- А мечеть на Большой Татарской?
- Старая мечеть была уже к тому времени закрыта. Ее в середине 1930-х
экспроприировали, сначала там был военкомат, потом типография, и к 1990
году, когда Гавриил Попов заговорил о том, что мусульманам нужно вернуть
эту историческую реликвию, она представляла собой ужасное зрелище. Я
видел это своими глазами: за семьдесят лет она пришла в негодность, в
1967 году снесли минарет. И когда ты смотрел на здание со стороны,
ничего не напоминало о том, что это мечеть.
К 1991 году было решено вернуть первую по времени московскую мечеть
мусульманам, к тому времени здесь уже очень активно работали посольства
многих арабо-мусульманских стран. Турецкие строители и спонсоры из
Саудовской Аравии очень быстро, в течение года провели реконструкцию.
- Я правильно понимаю, что до середины 1930-х богослужения в мечети на
Большой Татарской все же совершались?
- Да. После революции, пока не начались первые безбожные пятилетки,
несмотря на тяготы военного коммунизма и НЭПа, власть, видимо, держала в
голове сценарий мировой революции, а тогда арабо-мусульманский мир - это
был мощный революционный ресурс. Очень важно было найти себе
идеологических союзников против британского колониализма, и Россия
разыгрывала свою геополитическую карту. На Пушкинской площади, недалеко
от нынешнего кинотеатра "Россия", был Коммунистический университет
трудящихся Востока, где готовили революционные кадры, которые потом
делали революции на местах - от Бухары до Кабула.
- Сколько сейчас в Москве мечетей?
- Шесть. В середине 1990-х годов встал вопрос о том, чтобы на Поклонной
горе в ознаменование пятидесятилетия Победы и 850-летия Москвы построить
комплекс из мечети, православного храма и синагоги. Эту мечеть, а также
еще одну сунитскую мечеть в Отрадном ввели в строй практически
одновременно, осенью 1997 года.
Затем на улице Новаторов силами иранского посольства была построена
шиитская мечеть. Еще одна шиитская мечеть построена в Отрадном по
соседству с первой. Идут разговоры о строительстве новых мечетей в
столице, но сейчас приоритетом является реконструкция Соборной мечети.
- Отдельные группы живущих в Москве мусульман имеют свои предпочтения в
отношении определенных мечетей?
- Москва всегда была и третьим Римом, и второй Меккой. Сейчас по
количеству мусульман, живущих в Москве (около полутора миллионов
человек) она перегнала Мекку. Помимо автохтонов татар, башкир, выходцев
с Северного Кавказа, сейчас в Москве есть большая община афганцев,
иранская колония, очень активная колония арабских студентов и
бизнесменов, не говоря уже о выходцах из среднеазиатских государств.
Существующих мечетей слишком мало для того, чтобы позволить всем
совершать богослужения, поэтому многие мусульманские общины арендуют для
этого специальные помещения, офисы - каноны ислама это позволяют.
Азербайджанцы, в силу того, что они в подавляющем своем большинстве
шииты, собираются в Отрадном - там есть специальная шиитская мечеть,
собираются на улице Новаторов, где иранское посольство построило мечеть.
Но жесткой привязки к определенному месту нет. Любая мечеть храм Божий,
поэтому у нас в пятницу рядом с татарским дедушкой увидите и молодого
парня из Узбекистана или Таджикистана, студента из Чечни или Бангладеш. |