назад
Мечети Центральной России
(
фотоальбом)


Ульяновск

Пенза

Касимовская мечеть,
Рязанская область

Димитровград

Иваново, соборная мечеть

Ижевск

Кострома

Вологда

Орехово-Зуево

Кострома - интерьер

Воронеж

Мечеть Рашида, с.Медина
Нижний Новгород

Курск

Саратов

Проект мечети г. Дзержинска

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ГОРОДА ОРЕХОВО-ЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КАК СОЗДАВАЛАСЬ ОБЩИНА

        Накануне первой мировой войны в Орехове и в соседних селениях насчитывалось «257 магометан». Это были в основном татары, работавшие возчиками на лошадях, а также занятые на других вспомогательных работах при предприятиях текстильной империи Морозовых. Некоторые из них занимались мелкой торговлей. Трудились они и в соседнем Дулеве, где находится еще один промышленный центр – «Кузнецовский фарфор».
В 20-е годы прошлого века сюда потянулись из деревни родственники и знакомые осевших здесь ранее татар. Массовый же наплыв татар сюда относится уже к 30-м годам, когда началась насильственная коллективизация и «раскулачивание» села. Часть молодежи покинула родные места добровольно, не устояв перед соблазном «огней больших городов».
        Однако Москва и другие крупные центры не все м пришлись по душе. Татарам там не хватало простора, земли, живности, свежего воздуха. И в поисках более удобной среды обитания наши отцы и деды обосновались в Орехово-Зуеве где у них были родственники и знакомые односельчане. Основная часть приехавших стала селиться в зеленой, еще не обжитой части города, которая и поныне называется Новой Стройкой. Подчеркнем, что компактное проживание в дальнейшем сыграло немалую роль в духовной жизни. Оно способствовало сохранению веры, родного языка, традиций и обычаев предков, соблюдению обрядов и предписаний ислама. Тем более, что у ореховских мусульман долгие годы не было молитвенного помещения, ни настоящего имама.
         Как вспоминал недавно умерший старейшина ореховских татар Исмаил Саберов (1901-2001), они проводили общие моления, в зависимости от погоды, в разных местах, даже в чистом поле. Для двух праздничных богослужений в году снимали какое-нибудь помещение в городе, а позже стали проводить в мусульманской части центрального городского кладбища. На намазе предстоял кто-нибудь из наиболее приготовленных членов общины. И лишь перед войной в Орехово-Зуево приехал человек, которого вскоре стали единодушно называть муллой. Это был Шакирджан Рахматуллин, известный в общине как Казан-бабай, что говорило о его происхождении. Основную часть общины составляли те, кто приехал сюда из Нижегородской области. Это были прежде всего уроженцы таких деревень как, Большое и Малое Рыбушкино, Красный Остров, Сафаджай (Красная Горка), а также отчасти Петряксы, Мочалей, Медяна, Чембилей. Названия первых 3-4 деревень наиболее часто повторяются в личных делах ореховских татар – участников Великой Отечественной Войны, около 200 из которых погибло на ее фронтах.

 Мечети Мордовии

Соборная мечеть, Саранск

Саранск

Саранск

с. Белозерье

с. Белозерье

с. Белозерье

с. Белозерье

"Тауба", с. Белозерье

с. Белозерье
5 ноября 2003 года около двухсот человек приняли участие в молебне и праздничном ужине в честь открытия седьмой мечети в селе Белозерье Ромодановского района Республики Мордовия. Храм начал строиться летом этого года на средства жителей села. Открытие было приурочено к началу месяца Рамадан, который особо почитается мусульманами. Мечеть получила название «Тауба», что в переводе с арабского означает «покаяние». В торжественных мероприятиях приняли участие муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков.

Волжск, Мари-Эл

Ярославская соборная мечеть

Проект Чувашской мечети
 

Строительство мечети в г. Ярославле было начато в 1913 году, а уже в следующем году начались регулярные молитвы. А в 1915 году был возведен кирпичный минарет. Строительство мечети в г. Ярославле проводилось в условиях жесткого продивостояния местных властей, действующих под давлением православной епархии-главного противника возведения "басурманского храма" на исконно русских землях. Это подтверждается тем , что даже вопрос о выделении земельного участка под строительство мечети решался 7 лет. Неоценимую услугу в создании ярославской мечети оказал уроженец Нижегородской губернии мулла Махмуд Юсупов-первый имам яровлавской мечети.
1931 год оказался роковым в истории ярославской мечети. По решению СВБ мечеть была закрыта, а здание передано горисполкому на слом. К счатью в отличии от православным храмов здание мечети оказалось легче приспособить для нужд города, и горсовет ограничился разборкой минарета.
Закрытие мечети не ознаменовало исчезновения мусульманства в г. Ярославле. Религиозная жизнь перенеслась в частные дома и квартиры, где организовывались молельные дома, в которых проводились молельные собрания, совершались обрезания, свадебные и похоронные обряды.
Перестройка и демократизация общества дали толчок процессам, которые именуют сегодня "религиозным возрождением". У истоков движения за возвращение мечети стоял Габдулла Ярулин. Он имел большой авторитет, как у мусульман, так и у городской администрации и журналистов. В 1989 году Г.Ярулин регистрирует мусульманскую общину города Ярославля и начинает хлопоты по возвращению здания мечети, в котором размещалась школа для слабослышащих детей. В результате решительных действий мусульман горисполком выделил в здании школы помещение для молитвенных собраний. С февраля 1991 года мусульмане начали собираться на пятничные молитвы. А в феврале 1992 года школу для слабослышащих детей перевели в помещение бывшего народного суда Ленинского района. Возвращение мечети стало самым большым праздником для всех мусульман г. Ярославля.

Астрахань и Астраханская область
 


Ак-мечеть, Астрахань

с. Солянка

Астрахань

Красный Яр

Мовзолей

Центральная (Белая мечеть)

с. Линейное

Мечеть "Тауба"

Белая мечеть (на реставрации)

Старая Астрахань

К юбилею Астрахани будет отреставрирована белая мечеть
02.10.2006
По приглашению Татарского делового центра в минувшую субботу мэр Астрахани Сергей Боженов побывал в Соборной Белой мечети. К сожалению это старейшее культовое сооружение (ведущее свою историю с 1776 года) не работает по назначению с 30-х годов прошлого столетия. В годы советской власти здесь располагалась чемоданная фабрика, мастерские. В итоге здание пришло в негодность и нуждается в полной реконструкции.
Для мусульман города восстановление главной мечети Астрахани – важнейший вопрос культурного наследия нации. Это один из символов патриотизма астраханских мусульман, откуда после религиозного обряда уходили наши предки на защиту Родины в годы Отечественной войны 1812 года.
Несмотря на то, что о восстановлении мечети заговорили еще в 2001 году, активные работы по восстановлению ведутся здесь с весны текущего года. Сегодня председателем Попечительского Совета Соборной Белой мечети (Ак мечеть) является мэр Астрахани Сергей Боженов. Собрано около 4 млн. рублей спонсорских средств. Возведен новый минарет, изготовлен кованый забор, заказаны столярные изделия – окна, двери. Однако на полную реконструкцию необходимы значительные средства.
«Восстановление Белой мечети – это дань истории Астрахани, - говорит мэр города Сергей Боженов. Это должны делать не только мусульмане, но и все кому дороги святыни. Здесь будет не только мечеть, но и духовный центр астраханских мусульман, где можно пообщаться с родными и друзьями. Я помогаю строить православный храм Федоровской Иконы Божьей Матери в АЦКК, готов содействовать восстановлению белой мечети». Сергей Боженов взял на себя почетную миссию передать письма-буклеты от имени попечительского совета к руководству Татарстана, Ингушетии, депутатам ГД РФ, сообщает regions.ru.

Hosted by uCoz