Мечети появились в городе-крепости Оренбурге значительно
позже его основания. Сначала в городе, не считая приезжавших торговцев,
почти не было приверженцев ислама. Так, в 1751 г. отмечено лишь два
домовладельца - Усман Ерманов и Япел Ибраев - оба казанские татары. Они
могли посещать мечеть в Сеитовой слободе, основанной в 1744 г. На
левобережье Яика около первого менового двора несколько лет существовала
маленькая мечеть, пока в сильный паводок 1749 г. там все не размыло. На
новом месте менового двора мечеть появилась, судя по чертежам, значительно
позже, причем сначала в 1780-е годы в казенном магометанском училище к югу
от двора. В самом городе в XVIII в. мечетей не было. В этом отсутствовала,
очевидно, необходимость, так как по данным 1797 г. из населения в 5241
человек было 7 бухарцев, 68 иногородних, 181 купцов и мещан, среди которых
могли быть магометане. Основную часть населения составляли чиновники и
военные регулярных и иррегулярных войск, процент магометан среди них не мог
быть значителен в то время.
Первая мечеть появилась в самом городе в начале XIX в. Она строилась по
указанию императора Александра I на казенный счет в 1802-1804 гг., была
открыта в 1805 г. Здание сохранилось (пер. Каширина), утратив минарет. Около
мечети позже появилось медресе. Четыре десятилетия спустя, в 1846 г.,
открылась мечеть в Караван-Сарае, являясь составной частью всего комплекса,
который строился по проекту архитектора А.П. Брюллова для
Башкиро-Мещеряцкого войска. В плане архитектуры она во многом выходит из
ряда других мечетей. Количество мечетей увеличилось в 1880-е гг., что
связано со значительным ростом населения после введения в эксплуатацию
железной дороги на Самару в 1877 г., а также со строительством новой части
города после пожаров 1879 г. За следующие четыре десятилетия значительно
увеличился процент населения, исповедующего ислам. Если в 1875 г. было
1,027% татар, башкир, бухарцев и других приезжих из Средней Азии, то к 1916
г. этот показатель увеличился в 12 раз, когда мусульмане составили 12,2%
населения Оренбурга. Одновременно с застройкой Нового плана (южная половина
Новостройки) возвели и небольшую мечеть в северо-восточном углу Николаевской
площади. Здание сохранилось, утратив минарет; в связи с дальнейшей
застройкой оно оказалось на территории госпиталя на Комсомольской ул., 202.
В 1879 г. отвели место для мечети у застроенного ныне магометанского
кладбища. Эта мечеть, теперь соборная, завершена в 1885 г. Вскоре, в 1887
г., открылась мечеть на Аренде. Таким образом, мечети к началу 90-х годов
имелись во всех частях города, не считая мечети на Меновом дворе, их было 5.
Такова была ситуация, когда в октябре 1890 г. купец 1-й гильдии Ахмет
Хусаинов обратился в Городскую Управу за разрешением строительства мечети в
начале Гостинодворской улицы на купленном им дворовом месте. Хусаинов был
очень заметной в городе личностью, занимался он и благотворительностью, в
частности во время голода 1880-1881 гг. Но Управа отказала, так как согласно
строительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культовые
постройки. Городская Дума подтвердила отказ. Тогда в марте 1891 г. Хусаинов
подал ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской
площади (здесь теперь школа № 2). Препятствий по уставу тут не было. Чертеж
с указанным местом за подписью городского архитектора Корина датирован 13
марта 1891 г. Но Управа отклонила ходатайство, ссылаясь на ряд
обстоятельств, одним из них было то, что поблизости мусульмане не жили. С
этим решением Управы Дума согласилась и 23 голосами против 12 отклонила
ходатайство. Но одновременно Дума приняла и другое решение. Она согласилась
удовлетворить первое прошение Хусаинова, проголосовав 32 против, 3 за
изменение установленным порядком плана города, нанеся на нем мечеть взамен
дворового места. Для этого нужно было обращаться в МВД. В решении
указывалось, чтобы мечеть строилась "без малейшего выступа на
Гостиннодворскую улицу". Во исполнение решения Думы Управа направила
ходатайство в соответствующие инстанции. В апреле 1891 г. архитектор Корин
представил уже чертежи мечети, по которым постройка ее "должна быть
утверждена Г. Начальником Губернии". 4 марта 1892 г. МВД дало разрешение на
изменение плана и строительство мечети. К нему приступили, очевидно, сразу,
так как за два строительных сезона сумели завершить здание.
Архитектура мечети своеобразна. Мощный минарет напоминает колокольню
западней церкви, он прикрывает собой несколько громоздкое и асимметричное
здание мечети. Причина такого решения, видимо, в том, что заданный объем
помещений был больше, чем могла вместить площадь прямоугольного в плане
здания, не нарушая предписываемой нормы минимального расстояния в 12 саженей
до ближайшей постройки. Прямоугольное в плане здание выходило бы за эти
рамки тем более, что мечеть не должна была выступать за красную линию
Гостинодворской улицы. В декоре использованы элементы европейских стилей.
Мечеть строилась, вероятно, с расчетом на использование ее и для медресе,
вскоре построенного рядом. Это объясняет и настойчивость Хусаинова в выборе
места, где медресе оказывалось доступнее, чем на окраине города. Мечеть была
закрыта в 1932 г., возвращена верующим в 1992 г. Минарет ее служит
существенной доминантой в этой части Оренбурга.
В. В. Дорофеев |
Мечеть Исмагила |
МЕЧЕТЬ ИСМАГИЛА,
Челябинск, мусульм. храм. М. И. построена в 1996–97 Габдулахатом Махмутовым
по завету отца. Задумывался храм как обрядовое здание при старом мусульм.
кладбище. Состоит из 8-угольного в плане молитв. зала (площадь ок. 40 м2) и
2 примыкающих с С. и Ю. квадратных в плане (4,5-4,5 м) помещений, имеющих
отд. входы — имама и молельного зала для женщин. Осн. объем имеет плоскую
кровлю, увенчан куполом со шпилем. Гл. вход выделен порталом с аркой, окна
арочные. По периметру здания выполнены декоративно оформл. карнизы. Стены
кирпичные, цоколь облицован гранитом. При мечети в 1999 открыта духовная
школа-медресе для детей и взрослых, изучающих исламскую культуру (см.
Ислам). Школа расположена в отдельно стоящем 2-этажном здании (33-12 м),
выполн. из красного кирпича. Окна 1-го этажа большие, арочные; та же форма
более мелких окон 2-го этажа подчеркнута аналогичными по очертанию фигурными
завершениями стены. Стены зданий декорированы фигурной кирпичной кладкой. Во
внутр. отделке использована роспись по штукатурке с мотивами нац. орнамента,
отделка деревом и шитьем. Оба здания выполнены по проекту арх. А. И.
Кузьмина, инж. С. Ю. Антонов (проект храма – 1996, медресе – 1998, стр-во –
1999). Мечеть и медресе, составляющие мусульм. религ.культ. центр,
принадлежат религ. объединению Курчатовского района |