назад
ДАГЕСТАН


Мечети в Египте, Индии и Испании, при всех их локальных различиях, все же характерны общностью стиля, который известен как “архитектура стран ислама”. Тем не менее мечети в Дагестане не соответствуют этому стилю, демонстрируя формы и художественные образы, которым чужда архитектура Востока. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить мечети в .Дербенте и в дагестанских селениях. Для архитектуры стран ислама характерны стрельчатые арки, своды и купола, сталактиты, круглые колонны с массивными капителями, специфический орнамент, возникший из истоков арабской и иранской культур. Ничего этого нет в дагестанских мечетях. Примечательно, что в результате культурно-политических и хозяйственно-экономических связей, которые имело Закавказье в XV-XVIII веках с соседними странами -  Ираном и Турцией, их материальная и бытовая культура оказала влияние не только на мусульманский Азербайджан, но и на христианские Армению и Грузию - только не на горную область Большого Кавказа, включающую, в своей восточной части, Дагестан, Чечено-Ингушетию и Северную Осетию. Вековая устойчивость горской культуры не поддавалась этому воздействию, хотя и была сильно поколеблена в XIX веке, в период религиозного подъема, побуждавшего кавказских горцев видеть себя частью мусульманского мира. Почти везде, куда приходил ислам, строились мечети, имеющие типично “мусульманский” облик. Это не произошло на северо-восточном Кавказе. Ислам, пришедший на смену языческим и частично христианским верованиям, перестроил духовную жизнь горцев и внес чуждые элементы в их общественное устройство, но не изменил их материальную культуру, и в частности, не преодолел местных традиций народного зодчества, в том числе не сказалася существенно на архитектуре мечетей. Дело здесь не в каких-то особенностях горско-кавказской психологии, а в том, что для воздействия на материальную культуру нужны деловые контакты, тогда как религия, сама по себе, влияет лишь на духовную и общественную жизнь.


Мечеть г. Каспийска

Джума-мечеть, Дербент

Джума-мечеть, Махачкала

Минареты в Дагестане обычно имеют характерный переднеазиатский облик: это круглая башня, наверху которой имеется надстройка для выхода на площадку. Но встречаются минареты и не круглые (в нескольких селениях Южного Дагестана) - квадратные в плане, не с винтовой лестницей внутри, а с междуэтажными перекрытиями, к люкам которых приставлялись деревянные лестницы. Эти минареты построены по типу боевых башен. Дело в том, что в Южном Дагестане минареты появились еще в средние века, когда здесь были боевые башни, и строились они по образцу последних; а дальше к северу их начали сооружать уже тогда, когда боевые башни здесь не строились, и образцом для них были минареты тех стран, откуда был привнесен в Дагестан сам тип минарета как постройки, то есть Передняя Азия. Чем позже в данном районе Дагестана утвердился ислам, тем г менее архитектура здешних минаретов связана с традиция ми местного зодчества и тем больше они похожи на переднеазиатские.


Мечеть в с. Рича


Махачкала

Интерьер Джума-мечети 

Новая мечеть,Махачкала

Мечеть в Тинди

Мечеть в Агвали
(фото
Халилулаева Г.М)


Махачкала

Интерьер мечети в Дербенте

Одна из самых больших мечетей в Европе

Хуштад
(
фото Халилулаева Г.М)

Хасавьюрт
(фото Халилулаева Г.М)

Кизилюрт

Агвали, намаз

с. Ниж.Гаквали
(
фото Халилулаева Г.М)


Гимерс

с. Чонтаул
(
фото Халилулаева Г.М)

Хуштад, новая строящаяся мечеть


Дербент

Кизилюрт
(
фото Халилулаева Г.М)
  Фото Халилулаева Г.М., Абдулаева Магомеда

 

Hosted by uCoz