назад
КАВКАЗ
Азербайджан Дагестан Осетия
Аджария, Абхазия  Адыгея Мальсагов М.С.
Грузия Армения Северный Кавказ

АЗЕРБАЙДЖАН
Мечеть Мухаммеда, г.Баку (1078-1079 гг.)
Соборная мечеть г.Гянджа (1606 г.)
Казахлар, г.Гянджа (19 век)
Кичик Базар, г.Ленкорань (19 век)
Минарет Гилейлинской мечети г.Шеки  (18 в.)
Мечеть, г.Шеки (18 век)
Мечеть, с.Пенсар (19 век)
Мечеть Ибрагима, г.Барда (18 век)
Мечеть с минаретом, г.Белоканы, 17-19 вв.
Мечеть с.Катех (14 век)
Мечеть с.Алиабад (17 век)
Мечеть с.Мосул (19 век)
Мечеть с.Кызылгаджылы (18 век)
Мечеть с.Илису (18 век)
Мечеть Туба-Шахи. с. Мардакян
Ханега на р.Пирсагат
Мечеть Сакины-ханум, г.Куба (19 век)
Соборная мечеть г.Куба (19 век)
Мечеть с минаретом с.Нюгеди-1 (18-19 вв.)
Мечеть и мавзолей Шейха Джунейда  (1544 г.)
Мечеть г.Габала (19 век)
Мечеть с.Люлякеран (19 век)
Мечеть г.Масаллы (19 век)
Мечеть г.Сальяны (19 век)
Мечеть с.Яныхлы (17 век)
Мечеть с минаретом с.Юхары Оксюзлю (19 в.)
Мечеть Шейха Юсифа с.Шыхляр (15 век)
Соборная мечеть г.Шемаха (10-19 вв.)
Мечеть Говхара г.Шуша (1768-1769 гг.)
Мечеть Ашагы Говхара,г.Шуша (18-19 вв.)
Медресе в г.Ордубад
Дворцовый ансамбль Ширваншахов

Среди памятников Азербайджана отметим мечеть Туба-шахи в селении Мардакян. Мечеть представляет собой один из наиболее характерных и устойчивых типов культовых сооружений, получивших широкое распространение в строительстве северных областей. Пространственная композиция здания несложна. Сочетание логически связанных геометрически четких архитектурных масс способствует созданию выразительного образа; характерной чертой его является органичность связи внутренних объемов с членениями фасадов. На фоне гладкой наружной стены молельного зала выделяется входной портал с глубоко затененной стрельчатой нишей. Композиционный центр зала подчеркнут невысоким граненым барабаном с возвышающимся над ним куполом плоского очертания.

    Стремление к контрастности архитектурного решения наблюдается и в здании мечети. Стены ее сложены из тщательно тесаного камня. Гладкая их поверхность оттенена прорезными геометрическими узорами каменных решеток, вставленных в небольшие, прямоугольные окна. Верх фасадных стен отбит несложно профилированным карнизом. Конструктивно и пластически подчеркнутый вход выступает из плоскости фасада и несколько возвышается над ним. Наружная его плоскость обработана традиционными лентами обрамления. Такая портальная композиция получила широкое распространение в азербайджанском зодчестве XV в., став обычной для зданий ширвано-апшеронского круга. По построению и сдержанности убранства портал мечети сходен с еще более скромным порталом дворцовой мечети. Вместе с тем, немногочисленные детали его декора - каплевидные медальоны тимпана и сталактиты пят подпружной стрельчатой арки - роднят его с другими памятниками того же круга. К подобным деталям относится и небольшой шестигранный медальон с шестикратно повторяющимся словом "али" над замком стрельчатой арки небольшого входного проема в торце портала. Размещением и палеографическими особенностями почерка близка к ним и большая, выполненная хорошо прорисованным несхом двухстрочная строительная надпись над этим же входом.

    Организация внутреннего пространства мечети также близка к плановым решениям дворцовой мечети и усыпальницы ширваншахов. В основе их лежит четкий план крестово-купольного сооружения с незначительными вариациями в организации входов, составе помещений и т.д. В углах близкого к квадрату плана расположены четыре небольших помещения, соединяющиеся арочными проемами с молельным залом. Центральный квадрат зала перекрыт сферическим куполом со слегка заостренной макушкой. Примыкающие к подкупольному квадрату просторные ниши - ветви креста плана - перекрыты стрельчатыми сводами с небольшими зеркалами. Крестообразный план получил в то время широкое распространение; свободно стоящие подкупольные опоры, за крайне редким исключением (Старая мечеть дворцового ансамбля), не встречаются.

    Северные помещения мечети (одно из них примыкает к портальной нише) - более вытянутых пропорций и перекрыты стрельчатыми сводами. Квадратные в плане помещения южной части сооружения перекрыты различно: западное - куполом, покоящимся на восьмигранном основании, а восточное - звездчатым перекрытием сложного рисунка, образованным напуском каменных плит. Кибла отмечена находящимся в торце южной ветви михрабом стрельчатого очертания; каннелюрованый полукупол михраба опирается на трехъярусный сталактитовый пояс несложного рисунка. Выразительность интерьера достигнута хорошо найденными соотношениями объемов, воспринимаемых как единое целое.

    Время строительства мечети устанавливается упоминавшейся, довольно хорошо сохранившейся надписью. Она содержит не только год его окончания - 886 г. х. (1481-1482 гг.), но и имя заказчика - некоей Туба-Шахи. Другая надпись находится у входа на узкую винтовую лестницу, ведущую на крышу. Эта надпись, очевидно, принадлежавшая более древней мечети селения, указывает время ее строительства - мухаррам 774 г.х. (1372 г.) и проводит имя заказчика - садра Хаджи Баха-ад-дина, сына Ходжа Нур-ад-дина, сына Махмуда Абайила. И.Березин считал, что надпись эта, кстати, неточно им прочитанная, принадлежала мечети в селении Бузовна.

    Для архитектуры мечети показательны приемы, широко распространенные в памятниках ширвано-апшеронского круга - компактность решения плана, оправданная асимметричность композиции с контрастным сочетанием архитектурных масс и трактовкой элементов. Объемно выделенный портал примечателен сравнительным богатством своего убранства. Пластичность его архитектурных деталей подчеркнута контрастом светотеневых пятен. Немногочисленные обломы отчетливо вырисовываются на гладком фоне строгих фасадов. Таким образом, особенности архитектурного облика мечети позволяют считать ее одним из характерных памятников сложившегося в Ширване художественного направления, наиболее яркими образцами которого являются сооружения дворцового ансамбля в Баку. 
Дворцовый ансамбль Ширваншахов
Ансамбль Дворца Ширваншахов не строился по единому архитектурному замыслу. Однако, его строители, учитывая назначение каждого здания, размещением их способствовали формированию архитектурного пейзажа.
Главное здание ансамбля - дворец, который является наиболее ранней постройкой из всех дворцовых сооружений и как считают историки архитектуры, строился почти десять лет. Это наиболее крупное здание комплекса как по объему, так и по занимаемой площади. Его начал возводить в 1411 году ширваншах шейх Ибрагим I, союзник Тамерлана. А продолжил дело после его смерти сын — ширваншах Халилулла I, который, к слову, был женат на правнуке Тамерлана Ханике.


Дворцовый ансамбль

Дворцовая мечеть

Дворцовая мечеть (фото)

 Дворцовая мечеть
Дворцовая мечеть расположена в нижнем дворе комплекса. Лаконичность ее призматических объемов, завершенных двумя слегка заостренными куполами, оттенена стройной вертикалью минарета, возвышающегося в северо-восточном углу здания. В мечети имеются два молельных зала - большой мужской и меньших размеров - женский, а также пара небольших вспомогательных комнат, в которые можно взобраться по каменным винтовым лестницам. Все эти помещения вписаны в прямоугольник плана, из которого незначительным выступом выделяется лишь женская молельня.
В мечеть ведут три входа. Северный - главный вход подчеркнут порталом. По обеим сторонам портала находятся полуциркульные в плане ниши, которые предназначались для обуви, так как по обычаям мусульманского мира в мечеть нельзя входить, не сняв обуви и не совершив обряд омовения. Процесс омовения проходил в северной части двора за портальным переходом на нижний двор, где на возвышенной площадке имеется колодец и небольшой бассейн.
С востока, со стороны среднего двора, в мечеть ведет второй вход, отмеченный более скромным порталом; с запада входной проем ничем не выделен.
В верхние углы центрального зала мечети вмурованы четыре больших глиняных кувшина, обращенных узкими горлышками внутрь, в зал. Это дает, с одной стороны, отличный резонанс, так как кувшины служат своеобразными голосниками, а с другой стороны, это является конструктивно-строительным антисейсмическим приемом, придающим большую устойчивость зданию - понижение центра тяжести посредством облегчения верха.
В торце южной стены центрального зала мечети расположен скромно декорированный михраб, неглубокая ниша которого перекрыта стрельчатым полукуполом. В мечети имеются ниши различных форм и назначений. Они служили для складывания молитвенных ковриков, чирахов, коранов, четок.
Окна забраны каменными решетками-шебеке, что придает этому скромному по архитектурному убранству зданию особую красоту.
Минарет мечети возвышается на 22 метра. Под сталактитовым поясом минарета расположена надпись, которая гласит: "... приказал построить этот минарет величайший султан Халил-Улла I. Да возвеличит аллах дни его правления и царствования. Восемьсот сорок пятый год" (1441-1442). Балкончик минарета (шерефе) изначально был каменным, но в 1723 году, когда Баку подвергся бомбардировке русских войск, снаряд разрушил часть минарета. Позднее, в наше время балкончик восстановили, сделав его уже железным.


Туба-Шахи, Мардакян

Джума-Джами, Гяндж


ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ (Кыз-каласы, Гыз-галасы) в Баку, памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Построена в 12 в. (зодчий Масуд ибн Давуд). Представляет собой мощный цилиндрический объем (внутри — 8-ярусный; высота 27 м, толщина стен у основания 5 м) с огромным выступом с восточной стороны. 


Баку

Имамзаде,Барда

Шамахи

Баку, турецкая мечеть

Озан

ШЕКИ (до 1968 Нуха), город (с 1840) в Азербайджане, в 77 км от ж.-д. узла Евлах. 57,8 тыс. жителей (1991).. Дворец шекинских ханов в каменной цитадели (18 в.), караван-сараи, бани, мечети и пр. (18-19 вв.).

БАКУ, столица (с 1920) Азербайджана. Железнодорожный узел, порт на Каспийском м., связан паромными переправами с портами восточного побережья (Красноводском, Бекдашем, Актау). 1080,5 тыс. жителей (1991; включая пригородные населенные пункты 1713,3 тыс. жителей).  Известен с 5 в., с 1747 столица Бакинского ханства, с 1806 в Российской империи. Древняя часть Баку — «крепость», или Ичеришехер (государственный историко-архитектурный заповедник). Дворец ширваншахов, минарет Сынык-Кала (11 в.),  «Баиловские камни» (13 в.) и др. Здесь  находятся  развалины дворца хана красивой мусульманской архитектуры XV ст., а рядом - шахская мечеть (мечеть Мухаммеда), построенная в 1078 г. На берегу  моря,  около  крепостной  стены старого  города,  находится  круглая  Девичья  башня,   предмет   многих  восточных легенд. Теперь она обращена в маяк. До октябрьской революции только в одном Бакинском уезде было 64 мечети, многие из которых в советский период были разрушены или конфискованы  для других целей.



Нахичевань

Баку
 

Шеки

Гянджа

Гянджа


Гянджа

ГЯНДЖА (в 1804-1918 Елизаветполь, в 1935-89 Кировабад), город в Азербайджане, на р. Гянджачай. В 18 в. центр Гянджинского ханства. Культовый комплекс Гей-Имам (14-17 вв.), Джума-мечеть (17 в.) и др.

ДЖАНИБЕК (?-1357), хан Золотой Орды с 1342, сын Узбека, вводил ислам, в 1356 захватил Азербайджан.

КАРАБАГЛЯР, селение в Азербайджане (Нахичеванская Автономная Республика), где частично сохранился средневековый архитектурный комплекс: парные минареты с остатками портала (12 в.), мавзолей (1-я пол. 14 в.), украшенный узорной кирпичной кладкой, полихромной майоликой.

МАРДАКЯН, поселок городского типа в Азербайджане, на Апшеронском п-ове, в 34 км от ж.-д. ст. Баку. 17,3 тыс. жителей (1991).  2 замка (13 в. и 14 в.), мечеть Туба-Шахи (15 в.).

МОМИНЕ-ХАТУН, мавзолей в Нахичевани, памятник азербайджанской средневековой архитектуры (1186, архитектор Аджеми). 10-гранный башенный объем; грани украшены куфическими надписями, растительными и геометрическими узорами из глазурованных бирюзовых и неполивных кирпичиков.

ОРДУБАД, город в Азербайджане, близ ж.-д. ст. Ордубад. 9,5 тыс. жителей (1991). Дом-музей М. С. Ордубады, родившегося в Ордубаде. Государственный историко-архитектурный заповедник (включает площадь исторической застройки города). Известен с 12 в. Джума-мечеть (перестроена в 17 в.), Дильбер-мечеть (18 в.).

СУННИЗМ, одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме Ирана, Юж. Ирака, Сев. Йемена). Наряду с Кораном признает сунну. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины», в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.

ШЕКИ (до 1968 Нуха), город (с 1840) в Азербайджане, в 77 км от ж.-д. узла Евлах. 57,8 тыс. жителей (1991).  Дом-музей М. Ф. Ахундова (родился в Шеки). С сер. 18 в. до 1819 центр Шекинского ханства. Дворец шекинских ханов в каменной цитадели (18 в.), караван-сараи, бани, мечети и пр. (18-19 вв.).

ШИРВАНШАХОВ ДВОРЕЦ в Баку, памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Ансамбль зданий вокруг 3 дворов: дворец, т. н. Диван-хане, усыпальница (1435/36), мавзолей Сейида Яхья Бакуви, мечеть с минаретом (1441/1442), Восточные ворота (1585) и др.

Hosted by uCoz