назад
ЯПОНИЯ В начале 30-х годов, после
короткого перерыва на коллективизацию, истребление кулачества,
индустриализацию и активные поиски "врагов народа", в СССР вновь
начались репрессии на религиозной почве. От простого хулиганства,
совершаемого в 20-х с революционным задором и веселостью, перешли к
жесткой политике истребления носителей любой другой веры, кроме веры в
товарища Сталина. Досталось всем - и сектантам, и христианам, и
мусульманам. Их храмы разрушали, а верующих отправляли в Сибирь или на
строительство какого-нибудь Волго-Донского канала.
|
||
Исламский центр Японии |
Мечеть Токио |
Мечеть в Нагойе |
Вообще первый официальный контакт Японии с мусульманской религией произошел в конце 19 века, когда японские представители прибыли с визитом в Турцию. Ответный визит турецкой стороны омрачился трагедией: на обратном пути из Японии в Стамбул турецкий корабль был настигнут тайфуном, в результате чего около 600 пассажиров погибли. На эту трагедию в Японии был организован сбор пожертвований для родственников погибших, которые были переданы правительству Турции в 1892 году двумя японскими журналистами Тораджиро Ямада и Осотора Нода. За два года пребывания в Турции они не только выучили язык этой страны, но и приняли Ислам, став первыми мусульманами Японии. Количество мусульман в Японии особенно увеличилось в результате пленения татар-мусульман в период русско-японской войны 1904-1905 г.г., а также от смешанных браков египетских офицеров с японскими женщинами ( Египет в то время выступал союзником на стороне Японии). Самыми активными миссионерами, пропангандирующими исламское вероучение, были египтянин Ахмед Фадли и известный татарский мусульманский деятель Абдул-Рашид Ибрагим (1852-1944). Усилиями последнего были созданы в Японии мусульманские общины и ассоциации, построены мечети. Именно он организовал Японскую ассамблею «Азия-Гикай», которую возглавил мусульманин-японец Абу Бакр Охара. После Октябрьской революции в России в 1917 году, в Японию прибыло много эмигрантов мусульман. Из губерний Волго-Уральского региона вместе с отступающей армией Колчака в Сибирь, а затем с ее остатками в Маньчжурию и Японию ушли те, кто имел в России достаточно высокий социальный статус – муллы, представители мусульманской интеллигенции, торговцы, имена некоторых из них приведены ниже(25). Алтынбаев Ибрагим, занимался торговлей в Бугульминском у. Оренбургской губ.; Апанаев, занимался торговлей в Казани; Багданов Нусратула, до 1918 года занимался торговлей в Давлеканово; Вагапов Хузиахмед, до революции занимался торговлей в Тюмени. Отец его по имени Ясави был делегатом первого Всероссийского мусульманского съезда (май1917 г., Москва); Валеев, мулла д. Иштиряк Белебеевского у. Уфимской губ.; Валиахмадов Хабибрахман, мулла д. Минни-Атзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Валиев Валиахмед, бывший торговец; Валиев Шагимардан, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Гадельшин Хасан, до 1918 года занимался торговлей в Челябинске; Гимранов Назиб, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Дашкин Гали, до 1921 года занимался торговлей в г. Николаевск-на-Амуре Загидуллин Улутфула, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Зямилев Сатар, бывший торговец, уроженец Бугульминского у. Оренбургской губ.; Ильматов Закир, бывший торговец в городе Кунгур; Исангулов, до 1918 года занимался торговлей в Петропавловске (Казахстан); Касымов Маулия Мухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Кудаков, бывший торговец из Пензенской губ.; Мазитов Мурзазян, бывшей торговец, уроженец Осинского у. Пермской губ.; Максудов Фаизрахман, до революции работал доверенным у купцов Хакимовых в Уфе; Минникаев Яздан, мулла д. Янурусщи Пермской губ.; Мулюков Ахмет-Шариф, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ; Мунасыпов Ахмет-Сыддик бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Муртазин Ахмет-Закир, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ; Мухамедшин Сабир, уроженец Хабаровска, торговец; Нигматуллин Сарвар, мулла д. Иски-Кармаш Уфимского у. Уфимской губ.; Нургалиев Нурмухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Рахимкулов Гирфан, мулла д. Минзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Рахимов Абдул-Карим, служил муэдзином в Омской мечети; Рахманкулов Мухаметгариф, мулла из Бугурусланского у. Самарской губ.% Садыков Заки, до 1918 года занимался торговлей в Бугульме; Садыков Шамиль, до1918 года занимался торговлей в Бугульме; Сафин Гайнан, до 1918 года занимался торговлей в Красноуфимском у. Пермской губ.; Сулейманов Тимиргали, мулла д. Янгиюл Калмакской вол. Бирского у. Уфимской губ.; Туганаев Нурмухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Фатхульисламов Мустафа, мулла д. Асано Бирского у. Уфимской губ.; Хаджи Гисматулла, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ. Халиуллин Насибула, бывший торговец из Челябинского у. Оренбургской губ.; Шамгулов Мадьяр, служил муллой в деревне Нимисляр Уфимской губ., преподавал в медресе «Галия» в Уфе; Шераев, бывший торговец, проживал в городе Бирске Уфимской губ.; Якупов Хамедзян, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Янгуразов Рахим, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Ясави Ахмед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Яхшиев Мутагар, бывший торговец, уроженец Осинского у. Пермской губ.В 1923 году численность татаро-башкирского населения достигла 3 тысяч. В 1927 году в Японии была открыта первая мусульманская школа. После первой мировой войны насчитывалось большое количество мусульман, прибывших из Индии. В 1935 году они построили первую мечеть в г. Кобе, в основном на благотворительные средства богатого мусульманина из г. Калькутты (Индия). Мечети строились и в других городах. В 1936 году – в Нагойе. В 1938 году открылась мечеть в Токио. Особая роль в создании мусульманских общин Японии принадлежит одному из представителей башкир МухамедауГабдулхаю Курбангалиеву. Представитель древнего башкирского рода Курбангалиевых, внук известного на Урале ишана Абдул-Хакима, сын не менее известного «Аксак ишана» Габидуллы Курбангалиева, сформировавшего на свои средства в 1919 году «полк Мухаммеда» для борьбы с большевиками, брат башкирского белого офицера Аруна, погибшего в апреле 1920 года под Читой, сам Мухамед-Габдулхай был весьма заметной фигурой в общественно-политической жизни Башкирии и мусульман России. Он был делегатом Первого всероссийского съезда мусульман в мае 1917 года, в том же году вошел в состав Правительства Башкирии как представитель от Челябинского у., в 1918 году возглавил «Комитет по распространению гражданства и свободы среди мусульман», организованный мусульманами пяти волостей того же у. Осенью 1919 году он был вынужден покинуть родной Аргаяш и уйти с белой армией Колчака в Сибирь.Мухамед-Габдулхай всецело посвятил себя вопросу выживания башкир, оказавшихся с остатками белой армии в эмиграции. Мухамед-Габдулхай, пройдя Сибирь в качестве муллы мусульманского войска белой армии, становится духовным наставником мусульман – башкир и татар – в эмиграции. Он возглавил Токийскую мусульманскую общину, а в 1928 году стал председателем Союза мусульман Японии.При его же участии в 1925–1928 гг. были учреждены мусульманские общины в Кобе, Нагое, Йокогаме, позднее в городе Кумамото . В Кобе общину составили представители 50 семей, ее имамом стал Мадьяр Шамгулов, прежде служивший имамом в д. Нимисляр Уфимского у. Уфимской губ. (ныне это Нуримановский район Республики Башкортостан). Мусульманскую общину в Нагое возглавил Хусейн Кильки. После смерти Мадьяра Шамгулова (1938 г.) Хусейн Кильки возглавил общину в Кобе и прослужил имамом в этом городе более 25 лет. Имамом в Нагое остался Хуснутдин Саитгалеев, башкир из Бирского у. Уфимской губ., который оказался в Японии, покинув Россию вместе с остатками колчаковских войск. Общая численность мусульман тюрко-татар на Дальнем Востоке составила в годы перед Второй мировой войной 4 тысячи человек. Из них в Японии проживало 500 человек.Организованные в Токио, Кобе, Нагое, Кумамото и Йокогаме мусульманские общины стали центрами не только религиозной, культурной, но всей социальной жизни переселенцев. Большое внимание уделялось вопросу воспитания детей. Уже в декабре 1927 года в Токио была открыта первая мусульманская школа, директором которой стал Курбангалиев. Такие же школы для мусульманских детей были открыты в 1935 году в Кобе и Нагое. В Маньчжурии, в Харбине и Хайларе, школы для мусульманских мальчиков и девочек были открыты еще раньше . С осени 1932 года в Токио стал издаваться журнал «Япон мухбири». Журнал финансировался торгово-промышленными кругами Японии, в том числе концерном Мицубиси. Религиозную часть журнала редактировал Мухамед-Габдулхай Курбангалиев. Журнал печатался на тюрки на арабской графике в типографии, основанной самим Курбангалиевым в 1929 году. В ней также печатались учебные пособия для мусульманских школ, литература на арабском и тюркских языках. 12 июня 1934 года в типографии Курбангалиева был отпечатан Коран, изданный в Японии впервые. Деятельность Курбангалиева, его школы и типографии способствовали духовной консолидации мусульман Японии, их объединению в единый Союз мусульман Японии. Во главе мусульманских общин на Дальнем Востоке были, как правило, мусульмане, получившие религиозное знание, воспитание, профессиональную подготовку в медресе Волго-Уральского региона, многие из них до революции были преподавателями в этих же учебных заведениях. Мадьяр Шамгулов, например, в свое время был преподавателем медресе «Галия» (Уфа). Курбангалиев обучался в медресе «Расулия» ( Троицк, Верхнеуральский у. Оренбургской губ.), преподавал в медресе д. Медьяк (Челябинский у. Оренбургской губ.), и именно его в 1916 году муфтий Сафа Баязитов готовил в качестве своего преемника на должность муфтия России. Мусульманскую общину Харбина возглавил Гиниятулла Селиахметов (Селихмет). Его брат Кашшаф Селихмет в 1933 г. был назначен имамом шанхайской мечети, и с этого времени до 1945 г. семья проживала в Шанхае.В 1939 году Курбангалиев был выслан из Японии в Маньчжурию. До 1944 года имами мусульманской общины в Токио были казанские татары, в том числе и Рашид Ибрагимов, похороненный в Токио. Кстати, книга Ибрагимова «Япония» в России так и не была издана 9.Тюрко-татарская эмиграция на Дальний Восток на первом этапе несомненно была спровоцирована экономическими причинами и национальной политикой самодержавной России. Несомненно также, что развитие ислама, распространение знаний о нем в этом регионе связано с деятельностью мусульманских общин, созданных тюрко-татарской эмиграцией. В частности, татарами были построены первые мечети в Японии и Корее. На наш взгляд, именно этому аспекту влияния татарской эмиграции уделялось недостаточное внимание исследователями. Особенно
широкий размах строительства
мечетей и реконструкцию старых
получили послевоенные годы.
Некоторые из них строились даже при
поддержке государственных
структур. В 1953
году впервые мусульманская организация
официально была признана в Японии в
качестве религиозного объединения (Японская
ассоциация мусульман), первым
президентом которой стал Садик Имацуми
(1905-1960). В 1966 году была образована вторая
мусульманская структура – Исламский
центр Японии. В
70-х годах с началом «нефтянного
бума» на Ближнем Востоке, в Японии
резко увеличилась численность
мусульман. Ислам стали
принимать многие видные японские
деятели и предприниматели. Показателен
пример со знаменитым в Японии врачом
Шауки Футаки (1900-1994), который после
принятия Ислама, учредил вместе с
медперсоналом своей клиники
организацию «Исламский конгресс Японии».
В настоящее время приобщается к Исламу и
много молодежи, особенно студентов.
Многие из них обучаются
в мусульманских центрах Ближнего
Востока, Турции, Египте, Сирии.
Рашид
Сайфутдинов. МИСС ФАТИМА КАЗУА |
Авторское
право © 2002 Cайфутдинов Рашид Фатыхович
Обновлено: 24 апреля 2005