назад

ЯПОНИЯ

 В начале 30-х годов, после короткого перерыва на коллективизацию, истребление кулачества, индустриализацию и активные поиски "врагов народа", в СССР вновь начались репрессии на религиозной почве. От простого хулиганства, совершаемого в 20-х с революционным задором и веселостью, перешли к жесткой политике истребления носителей любой другой веры, кроме веры в товарища Сталина. Досталось всем - и сектантам, и христианам, и мусульманам. Их храмы разрушали, а верующих отправляли в Сибирь или на строительство какого-нибудь Волго-Донского канала.
       Те, кому удалось избежать каторги, пустились на поиски счастья в другие страны. Китай манил беглецов видимой свободой и неограниченными возможностями для реализации своих надежд. Харбин встретил их шумом многолюдных улиц, оглушительным криком рикш и гудением бесчисленных автомобилей. Самое большее, что им смогли предложить - это мизерные заработки на строительстве Восточно-Китайской железной дороги. Часть татарской общины осталась в Китае, другая часть отправилась дальше и осела в Японии.
       На строительство мечети скидывались всем миром, порой отказывая себе в самом насущном. Мечеть исправно служила прихожанам долгие годы, но не выдержала особенностей японской тектоники. Из-за частых подземных толчков стены дали трещины. Землетрясения расшатали само здание, но не веру истых мусульман. На протяжении 14 лет, пока шло восстановление новой мечети, верующие приходили сюда и молились прямо на тротуаре.
       На восстановление мечети было потрачено 11 миллионов долларов. Фундамент построили японцы. Но возведение стен и отделочные работы доверили мусульманам. Более 600 рабочих из Турции воспроизвели в точности все нюансы классической персидской архитектуры. В результате появилось здание, красоте которого мог бы позавидовать сам халиф Абдель-Малик, легендарный строитель мечети Омара в Иерусалиме.
       Сегодня в Японии живет более ста тысяч мусульман. Среди ник 80 семей - потомки тех поволжских татар, которые отправились в далекие страны на поиски пресловутого счастья. Для стариков оно наступило в тот момент, когда после 14-летнего молчания с минарета донеслось "Аллах акбар!". Звук отразился от стен роскошных небоскребов и слился с шумом автомобилей.

  Наталия ЦВЕТОВА  "Известия"   


Исламский центр Японии

Мечеть Токио

Мечеть в Нагойе

Вообще первый официальный контакт Японии с мусульманской религией произошел в конце 19 века, когда японские представители прибыли с визитом в Турцию. Ответный визит турецкой стороны омрачился трагедией: на обратном пути из Японии в Стамбул турецкий корабль был настигнут тайфуном, в результате чего  около 600 пассажиров погибли. На эту трагедию в Японии был организован сбор пожертвований для родственников погибших, которые были переданы  правительству Турции в 1892 году двумя японскими журналистами Тораджиро Ямада и Осотора Нода. За два года  пребывания в Турции они не только выучили  язык этой страны, но и приняли Ислам, став первыми мусульманами Японии. Количество мусульман в Японии особенно увеличилось в результате пленения татар-мусульман в период русско-японской войны 1904-1905 г.г., а также от смешанных браков египетских офицеров  с японскими  женщинами ( Египет в то время выступал союзником на стороне Японии).               Самыми активными миссионерами, пропангандирующими  исламское вероучение, были египтянин Ахмед Фадли и известный татарский мусульманский деятель Абдул-Рашид Ибрагим (1852-1944). Усилиями последнего были созданы в Японии мусульманские общины и ассоциации, построены мечети. Именно он организовал Японскую ассамблею «Азия-Гикай», которую возглавил мусульманин-японец Абу Бакр Охара. После Октябрьской революции в России в 1917 году, в Японию прибыло много эмигрантов мусульман. Из губерний Волго-Уральского региона вместе с отступающей армией Колчака в Сибирь, а затем с ее остатками в Маньчжурию и Японию ушли те, кто имел в России достаточно высокий социальный статус – муллы, представители мусульманской интеллигенции, торговцы, имена некоторых из них приведены ниже(25). Алтынбаев Ибрагим, занимался торговлей в Бугульминском у. Оренбургской губ.; Апанаев, занимался торговлей в Казани; Багданов Нусратула, до 1918 года занимался торговлей в Давлеканово; Вагапов Хузиахмед, до революции занимался торговлей в Тюмени. Отец его по имени Ясави был делегатом первого Всероссийского мусульманского съезда (май1917 г., Москва); Валеев, мулла д. Иштиряк Белебеевского у. Уфимской губ.; Валиахмадов Хабибрахман, мулла д. Минни-Атзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Валиев Валиахмед, бывший торговец; Валиев Шагимардан, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Гадельшин Хасан, до 1918 года занимался торговлей в Челябинске; Гимранов Назиб, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Дашкин Гали, до 1921 года занимался торговлей в г. Николаевск-на-Амуре Загидуллин Улутфула, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Зямилев Сатар, бывший торговец, уроженец Бугульминского у. Оренбургской губ.; Ильматов Закир, бывший торговец в городе Кунгур; Исангулов, до 1918 года занимался торговлей в Петропавловске (Казахстан); Касымов Маулия Мухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Кудаков, бывший торговец из Пензенской губ.; Мазитов Мурзазян, бывшей торговец, уроженец Осинского у. Пермской губ.; Максудов Фаизрахман, до революции работал доверенным у купцов Хакимовых в Уфе; Минникаев Яздан, мулла д. Янурусщи Пермской губ.; Мулюков Ахмет-Шариф, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ; Мунасыпов Ахмет-Сыддик бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Муртазин Ахмет-Закир, мулла д. Габдрахман Уфимского у. Уфимской губ; Мухамедшин Сабир, уроженец Хабаровска, торговец; Нигматуллин Сарвар, мулла д. Иски-Кармаш Уфимского у. Уфимской губ.; Нургалиев Нурмухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Рахимкулов Гирфан, мулла д. Минзитар Уфимского у. Уфимской губ.; Рахимов Абдул-Карим, служил муэдзином в Омской мечети; Рахманкулов Мухаметгариф, мулла из Бугурусланского у. Самарской губ.% Садыков Заки, до 1918 года занимался торговлей в Бугульме; Садыков Шамиль, до1918 года занимался торговлей в Бугульме; Сафин Гайнан, до 1918 года занимался торговлей в Красноуфимском у. Пермской губ.; Сулейманов Тимиргали, мулла д. Янгиюл Калмакской вол. Бирского у. Уфимской губ.; Туганаев Нурмухамед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Фатхульисламов Мустафа, мулла д. Асано Бирского у. Уфимской губ.; Хаджи Гисматулла, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ. Халиуллин Насибула, бывший торговец из Челябинского у. Оренбургской губ.; Шамгулов Мадьяр, служил муллой в деревне Нимисляр Уфимской губ., преподавал в медресе «Галия» в Уфе; Шераев, бывший торговец, проживал в городе Бирске Уфимской губ.; Якупов Хамедзян, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Янгуразов Рахим, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Ясави Ахмед, бывший торговец из Агрызского у. Пензенской губ.; Яхшиев Мутагар, бывший торговец, уроженец Осинского у. Пермской губ.В 1923 году численность татаро-башкирского населения  достигла 3 тысяч. В 1927 году в Японии была открыта первая мусульманская школа. После первой мировой войны насчитывалось большое количество мусульман, прибывших из Индии. В 1935 году  они построили  первую мечеть в г. Кобе, в основном на благотворительные средства богатого мусульманина из г. Калькутты (Индия). Мечети строились и в других городах. В 1936 году – в Нагойе. В 1938 году открылась мечеть в Токио.

Особая роль в создании мусульманских общин Японии принадлежит одному из представителей башкир МухамедауГабдулхаю Курбангалиеву. Представитель древнего башкирского рода Курбангалиевых, внук известного на Урале ишана Абдул-Хакима, сын не менее известного «Аксак ишана» Габидуллы Курбангалиева, сформировавшего на свои средства в 1919 году «полк Мухаммеда» для борьбы с большевиками, брат башкирского белого офицера Аруна, погибшего в апреле 1920 года под Читой, сам Мухамед-Габдулхай был весьма заметной фигурой в общественно-политической жизни Башкирии и мусульман России. Он был делегатом Первого всероссийского съезда мусульман в мае 1917 года, в том же году вошел в состав Правительства Башкирии как представитель от Челябинского у., в 1918 году возглавил «Комитет по распространению гражданства и свободы среди мусульман», организованный мусульманами пяти волостей того же у. Осенью 1919 году он был вынужден покинуть родной Аргаяш и уйти с белой армией Колчака в Сибирь.Мухамед-Габдулхай всецело посвятил себя вопросу выживания башкир, оказавшихся с остатками белой армии в эмиграции. Мухамед-Габдулхай, пройдя Сибирь в качестве муллы мусульманского войска белой армии, становится духовным наставником мусульман – башкир и татар – в эмиграции. Он возглавил Токийскую мусульманскую общину, а в 1928 году стал председателем Союза мусульман Японии.При его же участии в 1925–1928 гг. были учреждены мусульманские общины в Кобе, Нагое, Йокогаме, позднее в городе Кумамото . В Кобе общину составили представители 50 семей, ее имамом стал Мадьяр Шамгулов, прежде служивший имамом в д. Нимисляр Уфимского у. Уфимской губ. (ныне это Нуримановский район Республики Башкортостан). Мусульманскую общину в Нагое возглавил Хусейн Кильки. После смерти Мадьяра Шамгулова (1938 г.) Хусейн Кильки возглавил общину в Кобе и прослужил имамом в этом городе более 25 лет. Имамом в Нагое остался Хуснутдин Саитгалеев, башкир из Бирского у. Уфимской губ., который оказался в Японии, покинув Россию вместе с остатками колчаковских войск. Общая численность мусульман тюрко-татар на Дальнем Востоке составила в годы перед Второй мировой войной 4 тысячи человек. Из них в Японии проживало 500 человек.Организованные в Токио, Кобе, Нагое, Кумамото и Йокогаме мусульманские общины стали центрами не только религиозной, культурной, но всей социальной жизни переселенцев. Большое внимание уделялось вопросу воспитания детей. Уже в декабре 1927 года в Токио была открыта первая мусульманская школа, директором которой стал Курбангалиев. Такие же школы для мусульманских детей были открыты в 1935 году в Кобе и Нагое. В Маньчжурии, в Харбине и Хайларе, школы для мусульманских мальчиков и девочек были открыты еще раньше . С осени 1932 года в Токио стал издаваться журнал «Япон мухбири». Журнал финансировался торгово-промышленными кругами Японии, в том числе концерном Мицубиси. Религиозную часть журнала редактировал Мухамед-Габдулхай Курбангалиев. Журнал печатался на тюрки на арабской графике в типографии, основанной самим Курбангалиевым в 1929 году. В ней также печатались учебные пособия для мусульманских школ, литература на арабском и тюркских языках. 12 июня 1934 года в типографии Курбангалиева был отпечатан Коран, изданный в Японии впервые. Деятельность Курбангалиева, его школы и типографии способствовали духовной консолидации мусульман Японии, их объединению в единый Союз мусульман Японии. Во главе мусульманских общин на Дальнем Востоке были, как правило, мусульмане, получившие религиозное знание, воспитание, профессиональную подготовку в медресе Волго-Уральского региона, многие из них до революции были преподавателями в этих же учебных заведениях. Мадьяр Шамгулов, например, в свое время был преподавателем медресе «Галия» (Уфа). Курбангалиев обучался в медресе «Расулия» ( Троицк, Верхнеуральский у. Оренбургской губ.), преподавал в медресе д. Медьяк (Челябинский у. Оренбургской губ.), и именно его в 1916 году муфтий Сафа Баязитов готовил в качестве своего преемника на должность муфтия России. Мусульманскую общину Харбина возглавил Гиниятулла Селиахметов (Селихмет). Его брат Кашшаф Селихмет в 1933 г. был назначен имамом шанхайской мечети, и с этого времени до 1945 г. семья проживала в Шанхае.В 1939 году Курбангалиев был выслан из Японии в Маньчжурию.

До 1944 года имами мусульманской общины в Токио были казанские татары, в том числе и Рашид Ибрагимов, похороненный в Токио. Кстати, книга Ибрагимова «Япония» в России так и не была издана 9.Тюрко-татарская эмиграция на Дальний Восток на первом этапе несомненно была спровоцирована экономическими причинами и национальной политикой самодержавной России. Несомненно также, что развитие ислама, распространение знаний о нем в этом регионе связано с деятельностью мусульманских общин, созданных тюрко-татарской эмиграцией. В частности, татарами были построены первые мечети в Японии и Корее. На наш взгляд, именно этому аспекту влияния татарской эмиграции уделялось недостаточное внимание исследователями.

 Особенно  широкий размах строительства мечетей и реконструкцию старых  получили послевоенные годы. Некоторые из них строились даже при поддержке  государственных структур. В  1953 году впервые мусульманская организация официально была признана в Японии в качестве религиозного объединения (Японская ассоциация мусульман), первым президентом которой стал Садик Имацуми (1905-1960). В 1966 году была образована вторая мусульманская структура – Исламский центр Японии.  В 70-х годах с началом  «нефтянного  бума» на Ближнем Востоке, в Японии  резко увеличилась численность мусульман. Ислам  стали принимать многие видные японские деятели и предприниматели. Показателен пример со знаменитым в Японии врачом Шауки Футаки (1900-1994), который после принятия Ислама, учредил вместе с медперсоналом своей клиники организацию «Исламский конгресс Японии». В настоящее время приобщается к Исламу и много молодежи, особенно студентов. Многие из них  обучаются в мусульманских центрах Ближнего Востока, Турции, Египте, Сирии.           Рашид Сайфутдинов.
8. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1998. – С. 214: «Один из организаторов Всероссийских съездов мусульман в 1906-07, член ЦК партии «Иттифак-аль-муслимин». Издатель и редактор журналов и газет. С 1921 года – в эмиграции, с 1933 – в Японии, имам соборной мечети в Токио. Много путешествовал по странам Востока и Европы, изучал жизнь мусульманских общин, пропагандировал ислам. Автор книг по истории распространения ислама в Юго-Восточной Азии и политической истории татар».
9. Книга «Âlem-i İslâm ve Japonya’da İntişar-i İslâmiyet» была издана в 1910 в Турции, где и хранится оригинал. В Японии книга была переведена на японский язык Каори
и Хисао Коматцу под названием "Жапония"; Komatsu Kaori and  Komatsu Hisao, Caponya (Tokyo: Daishokan, 1991). Информация от Usmanova Larisa R. Ph.D. Candidate in Sociology The Institute for North East Asia Research, The University of Shimane 2433-2, Nobara, Hamada, Shimane, 697-0016 Japan
10. Там же. Современное состояние тюрко-татарского национального движения на Дальнем Востоке. Записка Квантунского жандармского управления № 465 от 23 марта 1935 года. Фонд 109, опись 7, № 35.
11. Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Биобиблиографический словарь. Владивосток.: ДВГУ, 2000. Амир Хисамутдтнов – автор более 10 публикаций по истории дальневосточной эмиграции из России – А. Ю.
12. Курата Юка. Российская эмиграция в Японии между двумя мировыми войнами // Acta Slavica Japonica. 1996. XIV; Его же. Архивные фонды Японии: к изучению проблемы русской эмиграции в Японии // Зарубежная Россия. 1917-1939 гг. Сборник статей. СПб.: Издательство «Европейский Дом». 2000. С. 435-439.
13. Черникова Л., Бэй Вэнъли. Ван Чжичэн – исследователь истории русской эмиграции // «Проблемы Дальнего Востока». 2001. № 6. С. 132–136.
14. Чернолуцкая Е. Н. Российская ре-эмиграция из Китая // Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион (Вестник ДВО РАН). 1996. № 2; Адутов Р. М. Татаро-башкирская эмиграция в Японии. Набережные Челны. 1997; Юнусова А. Б. Исламский фактор во внешней пролитике Японии в 20–30-е годы XX века // Свободомыслие и свобода совести в мировой истории. Уфа: БашГУ, 2001. С. 64–69; Ее же. «Великий имам» Дальнего Востока Мухамед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. 2001. № 4. С. 83–117; Ее же. Исламский фактор сохранения этнической идентификации у российской мусульманской эмиграции на Дальнем Востоке (Япония, Китай) // Второй Всемирный курултай башкир. Стенографический отчет. Уфа: Китап, 2002. С. 472–478.

МИСС ФАТИМА КАЗУА
После второй мировой войны я наблюдала как быстро ослабевала наша вера в свою религию. Несмотря на то, мы начали осваивать американский образ жизни, явственно ощущалась нехватка чего-то, очень важного. Чего то нам не хватало. (Я не могла понять, но для успокоения души необходимо было найти путь решения этого вопроса).
В этот период мне повезло в том, что я познакомилась с одним мусульманином, проживающим в Токио. Поведение этого мусульманина и его религиозные обряды очень заинтересовали меня, и как-то задала ему несколько вопросов. Его ответы оказали на меня положительное воздействие и глубоко удовлетворили меня. Кроме того, я убедилась в том, что только с позволения Всевышнего устраивается и регулируется человеческая жизнь. В результате всего этого изменились мои жизненные взгляды, и чувствовала себя в согласии с Создателем нашим.
Не могла себе даже представить, что за столь короткий срок так сильно могут измениться человеческие взгляды на жизнь.
Посмотрите, пожалуйста как здороваются мусульмане, - "Ассаламу Алейкум ва Рахматуллах ва Баракатуху". Это означает: "Аллах даст тебе покой и мир и будь ты всегда счастлив".
Посредством мусульманского друга я познакомилась с мусульманской верой и очень полюбила спокойный, чистый и простой образ жизни в исламе.
Я полностью и твердо убеждена в том, что единственно Ислам может внести в человеческую и общественную жизнь спокойствие и мир. Очень счастлива, что вместе с Исламом я приобрела душевный покой. Теперь, я хочу и постараюсь как можно больше распространять Ислам в Японии.
МИСС ФАТИМА КАЗУА
(Япония).

Авторское право © 2002 Cайфутдинов Рашид Фатыхович
Обновлено: 24 апреля 2005

Hosted by uCoz