|
Мечети Юго-Восточной
Азии
Китай
Китай
- страна, где соседствуют различные
религии: даосизм, буддизм, ислам,
католицизм и протестантство. Число
верующих превышает 100 млн. Разные
национальности и люди исповедуют
различные религии. 10 национальностей -
хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары,
узбеки, таджики, дунсяны, салары и
баоаньцы - исповедуют ислам. Религией
тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев,
туйцев и юйгуров является ламаизм (одно
из направлений буддизма). Дайцы, буланы,
дэане - приверженцы хинаяны (ортодоксального
направления буддизма). Среди
народностей мяо, яо, и - немало членов
католической и протестантской общин.
Среди ханьцев есть приверженцы разных
религий: буддизма, протестантства,
католицизма, даосизма.
Буддизм проник в Китай в 1 в. до н.э. После
IV в. начинается его повсеместное
распространение. постепенно он
становится самой влиятельной религией в
стране. Ламаизм зародился как одно из
ответвлений буддизма, получив
распространение в Тибете и Внутренней
Монголии. Hаиболее известные буддийские
храмы - Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань),
Линъиньсы (Ханчжоу), Шаолиньсы (Хэнань).
Крупнейшими ламаистскими монастырями
являются тибетские монастыри Джоканг,
Дашилумпо и Сакья, монастыри Таэрсы (Цинхай),
Утасы (Внутренняя Монголия) и Юнхэгун (Пекин).
Ислам проник в Китай примерно в середине
VII в. В Янчжоу, Сиане, Пекине, Иньчуане и
Кашгаре имеются известные в стране
мусульманские мечети. Католицизм и
протестантство проникли в Китай
значительно позднее, и влияние их слабее
по сравнению с буддизмом и исламом.
Католические и протестантские общины
сосредоточены главным образом в Шанхае,
Пекине и некоторых других больших
городах. Hебольшое число приверженцев
этих двух религий имеется и среди
крестьян.
Даосизм зародился непосредственно в
Китае во II в. Знаменитыми даосскими
храмами являются Байюньгуань (Пекин),
Цинъянгун (Чэнду), Тайцингун (Шэньян). В
Китае граждане могут исповедовать любую
религию или быть атеистами, любая
нормальная религиозная деятельность
охраняется Конституцией. Все главные
религии - буддизм, ислам, протестантство,
католицизм и даосизм имеют свои
общенациональные и местные организации
и автономно управляют делами своих
общин. Китайские религиозные
организации и их деятельность находятся
вне сферы контроля со стороны
зарубежных клерикальных сил |
Niu Jie Mosque, Beijing, China(1362, renovated 1978) Minaret |
Большинство
китайских мечетей построено в виде
храмов. Но в Синьцзяне и в некоторых
других местах имеется немало мечетей,
выдержанных в традиционном исламском
стиле. Многие из них представляют
историческую ценность, напр. мечеть
Гуантасы в Гуанчжоу и мечеть Цинцзинсы в
Цюаньчжоу, сооруженные в эпохи Тан и Сун
персидскими купцами.
Мечеть Гуантасы, которую еще называют
мечетью Хуайшен, воздвигнута в эпоху
правления Тан (627) и является одной из
самых старейших мечетей в приморских
районах Китая. Мечеть Цинцзинсы,
построенная по типу мечетей в Дамаске,
создана в эпоху Северной Сун. Ее площадь
- б тыс. кв. м - была в 4 раза увеличена в
эпохи Юань, Мин и Цин, прежде чем она
предстала перед нами в настоящем виде.
Зал мечети построен в китайском
дворцовом стиле, но ее интерьер типично
арабский. Площадь зала - 600 кв. м; она
вмещает около 1000 верующих. Остальные
мечети, в т.ч. и мечети Феникса в Ханчжоу,
Либай в Янчжоу и Хуацзюэ в Сиани, были
построены в периоды Тан и Сун. В позднюю
эпоху правления династий Юань и Мин
возникли мечети Дунсы в Пекине и Айтагар
в Каши (провинция Синьцзян). Эти мечети
не
только свидетельствуют о
распространении
ислама
в
Китае, но и служат прекрасным материалом
для изучения истории китайской
архитектуры. Мечети не раз
реконструировались и находятся под
государственной охраной как культурные
ценности. |
Мечеть Цинцзинсы, Цюаньчжоу |
Мечеть Цинцзинсы |
Интерьер |
Китай |
|
|
he
Mosque of the Islamic Center for Technical and Vocational Training and
Research,Bangladesh(1986)
Designed by the Turkish firm Studio 14 using pure geometric forms in brick. |
Бангладеш
Dakka |
Бруней
Омар Али Сайфутдин |
История и дух Малайзии в ее
мечетях
Величественные по
размеру и дизайну, они отражают любовь малазийцев к исламской
архитектуре
От величественного вида многочисленных современных мечетей Малайзии
захватывает дух даже у людей, далеких от религии. Эти храмы многое могут
рассказать о том, как развивался в этой стране Ислам с момента его
проникновения сюда.
Ислам был привезен в Малайзию мусульманскими купцами и торговцами с
Ближнего Востока и из Индии в начале 14 столетия.
Однако его рост шел
наиболее быстро в начале 15 века, во время господства Малаккского
султаната.
Из центра этого государства Ислам распространился во все уголки
Малаккского полуострова, а сам город стал важным религиозным центром.
В
то время было построено много мечетей в ставшем к тому времени
традиционном архитектурном стиле.
В них совершались молитвы, велась образовательная и другая деятельность.
Архитектурный стиль, а также материалы, из которых строились мечети,
были аналогичны тем, которые применялись при строительстве домов
малазийцев. Они сооружались на сваях и были в основном деревянными. При
возведении как домов, так и мечетей в то время часто использовались
солома и глиняная черепица для крыш.
К 15 столетию многочисленные торговцы-мусульмане осели во многих частях
Малаккского полуострова, где построили свои храмы и медресе. Мечети
индонезийских, индийских, яванских, пакистанских и арабских общин,
проживающих в Малайзии, были выполнены в различных архитектурных стилях.
Позднее, когда наступил период колониального господства португальцев,
датчан и британцев, много мечетей строилось по приказу местных султанов.
Почти все они отличались разнообразием архитектуры, которое, к
сожалению, было утрачено при возведении мечетей после обретения страной
независимости в 1957 году.
Их купола могли быть выполнены в форме луковицы или же шпиля. Можно было
встретить различного вида колонны, пилястры, остроконечные арки,
замковые камни, фронтоны и лепнину на карнизах и капителях.
Все эти мусульманские храмы, находящиеся в стране, где проживает 22
миллиона мусульман, большинство из которых составляют сунниты, поражают
разнообразием цветов и размахом фантазии. Среди них – старейшие мечети,
сохранившиеся со времен колонизации, например, прекрасная Тенгкера,
мечеть в штате Малакка, построенная в 1728 году.
В связи с тем, что на протяжении столетий в Малайзии складывалось
огромное мусульманское сообщество, сейчас мечеть можно найти практически
в любом городе или селении страны. Разнообразие архитектурных стилей
этих мечетей отражают ее этническое и историческое многообразие.
Однако среди мечетей Малайзии особенно выделяются своими колоссальными
размерами современные, построенные после приобретения независимости в
1957 году. |
Кота-Конобалу |
Кота-Конобалу |
Куала-Лумпур |
Тот факт, что эти
мечети огромны по своим размерам, объясняется большим влиянием Ислама в
Малайзии и той серьезностью, с которой население страны подходит к
религии. В связи с этим мечети собирают очень большое количество
прихожан. Так, на пятничных проповедях в Национальной мечети в центре
Куала-Лумпура часто присутствуют до 15 тысяч человек – максимальное
количество, которое способен вместить этот храм.
Однако это – не так уж много по сравнению со знаменитой на весь мир
мечетью султана Абдул-Азиза в Шах-Аламе, столице штата Селангор.
Строительство данного храма, который часто называют Голубой мечетью или
Мечетью голубых минаретов, было завершено в 1989 году.
Эта мечеть крупнейшая в Юго- Восточной Азии. Она способна вместить 24
тысячи посетителей. Гордостью Голубой мечети являются самые высокие в
мире минареты и огромнейший купол.
Ширина этого купола, выполненного в голубых и серебряных тонах,
составляет 51.2 метров, а его высшая точка находится на высоте 106.7
метров над землей. Высота четырех окружающих купол минаретов составляет
142.2 метра. Снаружи и изнутри купола, а также на стенах главного
молитвенного зала можно увидеть каллиграфию, выполненную известным
египетским мастером шейхом Абдель-Маниймом Мухаммадом Али аль-Харкави,
которому помогали местные каллиграфы.
Безусловно, размеры и масштабность дизайна Голубой мечети, а также
других подобных храмов, таких, как мечеть Ибаи, известной также под
названием Плавающая мечеть – построенной как будто бы на воде в устье
реки в восточном прибрежном городе Куала-Тренгану – отражают своеобразие
архитектуры Малайзии. Но в то же время они свидетельствуют и о
своеобразном так называемом «ближневосточном комплексе неполноценности»,
свойственном жителям этой страны.
Во многих областях, а не только в архитектуре, например, в области
Шариата и исламских финансовых институтов, Малайзия часто считается
страной, идущей по стопам мусульманских государств Ближнего Востока, в
то время как она могла бы сделать большой рывок вперед и пойти по пути
создания своей собственной научной школы в изучении религии и своей
собственной исламской культуры. Именно поэтому новые мечети Малайзии,
вместо того, чтобы воплощать особенности архитектуры и технические
достижения этой страны, как это могло бы случиться, пытаются быть
увеличенными копиями мечетей Стамбула, Мекки и Дамаска.
Хотя в последнем утверждении содержится большая доля правды, но, по
крайней мере, Национальная мечеть соответствует духу малазийского народа
в большей степени, чем многие другие храмы. Ее уникальный дизайн
является современным воплощением традиционного исламского искусства
архитектуры и каллиграфии.
Эта мечеть была построена в 1965 году. Ее самой поразительной чертой
является складчатая крыша, похожая на зонтик, а также минарет
своеобразного стиля, возвышающийся на 71.6 метров – все это
символизирует стремление народа к независимости. Более того, открытые
прихожие Национальной мечети и длинный бассейн с водой отражают особый
климат Малайзии более, чем другие мечети.
Даже Розовая мечеть – жемчужина Путраджайи, нового административного
центра Малайзии, города, построенного недалеко от Куала-Лумпура за
последние 10 лет, в котором расположилось правительство, более
традиционна по своему стилю, хотя производит не меньшее впечатление.
В то время как при строительстве мечетей в будущем, вероятно, большее
внимание будет уделяться дизайну и стремлению отразить особенности
культуры и характера малайцев, над чем будут трудиться местные
специалисты, современные мечети, построенные в подражание мечетям
Ближнего Востока, тем не менее, стоит увидеть. Они остаются потрясающими
примерами исламского стиля и грандиозны по своему масштабу. |
Куала-Лумпур |
Куала-Лумпур |
Куала-Лумпур |
Малайзия (Голубая мечеть) |
Малайзия |
Малайзия |
Малайзия |
|
|
Малайзия |
Корея
Сеул |
мечеть Келинга, Малайзия |