назад
ТАДЖИКИСТАН Население Таджикистана
– шесть миллионов человек, и мусульмане составляют 90% из них.
Большинство мусульман строго соблюдают предписания Ислама. Большая часть таджиков являются суннитами ханафитского мазхаба. Исключение составляет население Горного Бадахшана (ваханцы, шугнанцы, рушанцы, язгулемцы - особые восточно-иранские этносы, приверженные исмаилизму - крайнему шиитскому направлению ислама). Таджикистан делится на четыре основных региона: два горных - Гармский и Бадахшанский, и два равнинных - Кулябский и Ходжентский, население которых можно считать особыми субэтносами таджикского народа. Большая часть активистов исламского подполья (Давлат Усмон, Химматзода, Саид Абдулло Нури) происходила из традиционных таджикских семей Гармского района, они зачастую даже плохо владели русским языком. В начале перестройки группу исламистов возглавил блестяще образованный мусульманский священнослужитель Акбар Тураджонзода, тогдашний казиколон (глава мусульман) Таджикистана, принадлежащий к суфийскому тарикату Кадирийа. В 1992 г. противостояние между исламистами и их противниками в Таджикистане вылилось в кровопролитную гражданскую войну. Фактически исламские лозунги использовались в тот момент широкими слоями населения как форма социального протеста. В 1996 г. совместными усилиями России и Ирана удалось добиться мирного соглашения между правительством Таджикистана и Движением исламского возрождения (ДИВТ). Лидеры оппозиции признали, что построение исламского государства в Таджикистане в настоящих условиях невозможно. Представители исламской оппозиции вошли во властные органы, начался процесс возвращения беженцев. Вместе с тем, в отдельных районах страны сложились исламские мини-республики (в Тавильдаринской зоне под руководством полевого командира Мирзо Зиеева, в Джиргитальском районе под руководством Мулло Абдулло). Кроме того, за годы вооруженного противостояния сложились прочные связи оппозиционеров с зарубежными исламскими организациями, в том числе «ваххабитской» направленности. Было бы неправильно отождествлять всех таджикских исламистов с «ваххабитами», однако часть полевых командиров, в частности, в Джиргитальском и Хайётском районах им симпатизирует. Дальнейшая нормализация обстановки в стране будет зависеть от того, в какой степени его руководству удастся найти правильную концепцию экономического и духовного развития Таджикистана, а также от того, насколько активно пойдут процессы интеграции в Центральной Азии и в рамках СНГ. |
|